КОНСТРУКЦИИ ОРУ С РАЗЪЕДИНИТЕЛЯМИ ПОВОРОТНОГО ТИПА
Открытое ОРУ 35 кВ по схеме с одной секционированной системой шин сооружается из блоков заводского изготовления (рис. 1). В таком ОРУ все оборудование смонтировано на заводе и готовыми блоками поставляется для монтажа. Сборные шины, к которым присоединяются блоки, могут быть гибкими или жесткими. Разъединители в блоках расположены на небольшой высоте, что облетает их ремонт. Для безопасности обслуживания блоки имеют сетчатое ограждение.
Рис. 1. Крупноблочное ОРУ 35 кВ. Блок выключателя:
1 – разъединитель линейный; 2 – ремонтное ограждение; 3 – выключатель; 4 – выключатель шинный; 5 – привод разъединителей; 6 – металлоконструкция; 7 – шкаф привода выключателя; 8 – релейный шкаф.
Блок выключателя — это металлическая конструкция, на которой смонтированы выключатель, шинный и линейный разъединители. Привод выключателя установлен В шкафу, закрепленном на тон же металлической конструкции. Выключатель и разъединители сблокированы между собой для предотвращения неправильных операций. Аппараты релейной зашиты, автоматики, измерения и сигнализации размешаются в релейном шкафу рядом со шкафом привода. Такие блоки применяются для ввода линии, секционирования и ввода от трансформатора.
Блок шинных аппаратов также представляет собой металлическую конструкцию, на которой смонтированы разъединители с двумя заземляющими ножами и трансформатор напряжения ЗНОМ-35. На конструкции крепится релейный шкаф наружной установки. Вся регулировка и наладка оборудования в пределах блока осуществлены на заводе, что значительно облегчает монтаж и включение подстанции в работу. Блоки рассмотренной конструкции применяются в КТПБ 110/35/6(10) кВ.
Для широко распространенной схемы с двумя рабочими и обходной системами шин применяется типовая компоновка ОРУ, разработанная институтом «Энергосетьпроект» (рис. 2).
Размеры основных элементов компоновки в зависимости от напряжения указаны в табл. 1.
Рис. 2. Типовая компоновка ОРУ 110-220 кВ для схемы с двумя рабочими и обходной системами шин:
1 – обходная СШ; 2 – разъединитель ОСШ; 3 – конденсатор связи; 4 – заградитель; 5 – линейный разъединитель; 6 – трансформатор тока; 7 – воздушный выключатель; 8 – вторая СШ; 9 – шинные разъединители килевого расположения; 10 – шинные разъединители; 11 – первая СШ.
Таблица 1.
Размеры типового ОРУ по схеме с двумя рабочими и обходной системами шин.
Из рис. 2 видно, что каждый полюс шинных разъединителей 9 второй системы шин расположен под проводами соответствующей фазы сборных шип. Такое расположение (килевое) позволяет выполнить соединение шинных разъединителей (развилку) непосредственно под сборными шинами и на этом же уровне присоединить выключатель 7.
Рассмотренные разъединители имеют пополюсное управление.
Ошиновка ОРУ выполняется гибким сталеалюминиевым проводом. При большой нагрузке или по условиям проверки на коронирование в каждой фазе могут быть два-три провода. На рис. 2 сборные шины и ошиновка ячеек выполнены проводами АС. Линейные и шинные порталы и все опоры под аппаратами — стандартные, железобетонные.
Большое количество портальных конструкций в рассмотренном типовом ОРУ вызывает необходимость производства работ на высоте, затрудняет и удорожает монтаж. Если сборные шины выполнить жесткими, то шинных порталов не требуется, а монтаж облегчается. Конструкция такого ОРУ 110 кВ, разработанная институтом «Энергосетьпроект» с применением крупноблочных узлов заводского изготовления, показана на рис. 3. Сборные шины выполнены трубами, закрепленными на изоляторах ОНС-110-1000, которые установлены на железобетонных опорах высотой 4,6 м. Шинные разъединители расположены на типовой опорной конструкции ниже сборных шин, причем вес три полюса — под средней фазой. Разъединители шинных аппаратов и линейные крепятся на опорных конструкциях высотой 2,5 м.
Рис. 3. ОРУ 110 кВ из крупных блоков заводского изготовления с маломасляными выключателями по схеме с двумя рабочими и обходной системами шин:
а – разрез по ячейке трансформатора: 1 – обходная система шин; 2 – разъединитель обходной СШ; 3 – разъединитель в цепи трансформатора; 4 – трансформатор тока; 5 – выключатель ВМТ-110; 6 – кабельный лоток; 7 – сборные шины; 8 – шинный разъединитель; 9 – разрядник (ограничитель перенапряжения);
б – разрез по ячейке шиносоединительного выключателя: 1 – разрядник; 2 – трансформатор напряжения;
в – разрез по ячейке линии: 1 – опорный изолятор; 2 – высокочастотный заградитель и конденсатор связи.
Вместо выключателя ВМТ-110 могут устанавливаться ВВК-110, ВГУ-110, ВГТ-110, в этом случае ошиновку и изоляторы рассчитывают на ударный ток 80 кА, междуфазное расстояние увеличивается до 2 м, общая длина ячейки — на 5 м.
Кабели и воздухопроводы проложены и лотках из железобетонных плит, которые служат одновременно пешеходными дорожками. В местах пересечений с дорогой лотки прокладываются под проезжей частью дороги.
Площадь распределительного устройства такого типа меньше площади типового, сокращается расход сборного железобетона и металлоконструкций, снижается стоимость строительно-монтажных работ.