КРАНОВЫЕ ТРОЛЛЕИ
Крановые троллеи делят на два вида: главные (для продольного перемещения мостового крана) и вспомогательные (для поперечного перемещения по ферме крана тележек с грузоподъемными лебедками).
Главные троллеи выполняют из угловой стали, швеллера или двутавровой балки, закрепляемой на кронштейнах-троллеедержателях вдоль подкрановых путей. Для кранов большой грузоподъемности
Рис. 1. Троллеедержатели типов ДТ-2И-М (а) и ДТН-2А-I (б):
1— шпилька М-16 с гайками; 2 — резиновые шайбы; 3 — полиэтиленовые трубки; 4 — несущая стальная скоба; 5 — изоляторы; 6 — держатель троллея; 7 —держатель-пластина с прорезями.
они могут быть выполнены из железнодорожных рельсов. Вспомогательные троллеи устанавливают по ферме мостового крана, закрепляя на троллеедержателях, и выполняют из угловой стали либо из специальных медных троллейных проводов круглого (марки ТК сечением 30—100 мм2) или фасонного (марки ТФ сечением 65—100 мм2) сечения. В местах пересечения троллеями температурных швов зданий устанавливают гибкие компенсаторы из ленточных или проволочных пакетов.
Для монтажа троллеев применяют комплектные конструкции заводского изготовления. Выпускается серия троллейных кронштейнов в комплекте с троллеедержателями. На рис. 1. приведены троллеедержатели типа ДТ-2И-М для внутренней установки и нагрузок до 0,9 кН, а также типа ДТН-2А-I для наружной установки и нагрузок 3 кН. Кронштейны с троллеедержателями промежуточных типов К33Б и К34Б приведены па рис. 2 (одинарные и сдвоенные).
Готовые секции главных троллеев длиной по 6 м для мостовых кранов грузоподъемностью до 750 кН выполняют из угловой стали размером 50х50х5 мм или 63x63х6 мм из специального алюминиевого сплава. Секции троллеев выпускают в комплекте с подпиточными алюминиевыми шинами и без них. После установки на место троллейные секции соединяют сваркой.
При монтаже крановых троллеев должны быть выполнены следующие основные требования: расстояние в свету между подвижными и неподвижными токоведущими частями должно быть не менее 50 мм; отклонения троллеев от основной оси не должны превышать ±10 мм в горизонтальной и ±20 мм в вертикальной плоскостях, зазор между троллеями в местах установки температурных компенсаторов должен быть не менее 30 мм.
Монтаж троллеев проще всего выполняется при использовании мостового крана — передвижении его вручную по подкрановым путям. При этом к мостовому крану подвешивают инвентарную
Рис. 2. Кронштейны троллейные:
а – типов К33Б и К33БС; б – типов К34Б и К34БС; 1 – вид сверху для типов К33Б и КЗ4В; 2 — вид сверху для типов К3ЗБС и К34БС
люльку, в которой находятся два электромонтажника, а также троллейные кронштейны и пакеты троллеев, поднятые предварительно лебедкой. Если монтаж выполняют до установки мостового крана, то применяют автотелескопические вышки и автогидроподъемники. При наличии смонтированных подкрановых путей можно использовать специальную монтажную тележку, передвигающуюся по рельсу подкранового пути.
Дальнейший этап индустриализации монтажа троллеев — применение заводского комплектного троллейного шинопровода типа ШТМ-70 на напряжение до 660 В и ток 200 и 400 А. Он представляет собой четыре медных троллея (три фазы и нуль), смонтированные в прямоугольном стальном кожухе, имеющем снизу продольную щель. Внутри кожуха перемещается токосъемная тележка, соединяющаяся гибким кабелем с передвигающимся механизмом. Шинопровод типа ШТМ-70 предназначен для питания кранов, тельферов, кран-балок и различных электромеханизмов, передвигающихся внутри помещений с нормальной средой.
Электропроводки, устанавливаемые по ферме крана, должны быть доступны для эксплуатации и защищены (трубами, коробами и т. п.) в тех местах, где возможны их повреждения. Открытая прокладка изолированных проводов (кроме проводов с пластмассовой изоляцией) допускается на кранах, работающих в помещениях с нормальной средой. В местах, где возможны механические повреждения проводов или попадание на них смазочных масел, электропроводки выполняют в коробах или стальных трубах. Учитывая толчки и вибрации, имеющие место при работе крана, необходимо жестко закреплять концы проводов на расстоянии не более 200 мм от вводов в аппараты.
Трубные проводки на кранах конструктивно выполняют в зависимости от характера помещений, где установлены краны. Допускается прокладка в одной трубе проводов различного назначения (кроме цепей освещения). Трубы крепятся не менее чем через 1,5 м при диаметре труб до 15 мм в 2,5 м — при диаметре труб 25 мм и выше.
Современная технология монтажа электрооборудования мостовых кранов и троллеев предусматривает их максимальную индустриализацию путем предварительного монтажа всего электрооборудования кабины крана и секций троллеев на нулевой отметке с последующим подъемом и закреплением готовой кабины и отдельных секций троллеев.