ЭлектрО - Схема с двумя системами шин и тремя выключателями на две цепи
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Пятница, 19.04.2024

СХЕМА С ДВУМЯ СИСТЕМАМИ ШИН И ТРЕМЯ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯМИ НА ДВЕ ЦЕПИ

 

В распределительных устройствах 330 — 750 кВ применяется схе­ма с двумя системами шин и тремя выключателями на две цепи. Как видно из рис. 1, на шесть присоединений необходимо де­вять выключателей, т.е. на каждое присоединение «полтора» вык­лючателя (отсюда происходит второе название схемы: «полутор­ная», или «схема с 3/2 выключателя на цепь»).



Рис. 1. Схема с 3/2 выключателя на присоединение.

 

Каждое присоединение включено через два выключателя, Для отключения линии W1 необходимо отключить выключатели Q1, Q2, для отключения трансформатора Т1Q2, Q3.

В нормальном режиме все выключатели включены, обе системы шин находятся под напряжением. Для ревизии любого выключателя отключают его и разъединители, установленные по обе стороны вык­лючателя. Количество операций для вывода в ревизию — минималь­ное, разъединители служат только для отделения выключатели при ремонте, никаких оперативных переключений ими не производят.

Достоинством схемы является то, что при ревизии любого выклю­чателя все присоединения остаются в работе. Другим достоинством полуторной схемы является ее высокая надежность, так как все цепи остаются в работе даже при повреждении на сборных шинах. Так, например, при КЗ на первой системе шин отключатся выключате­ли Q3, Q6, Q9, шины останутся без напряжения, но все присоединения сохранятся в работе. При одинаковом числе источников питания и линий работа всех цепей сохраняется даже при отключе­нии обеих систем шин, при этом может лишь нарушиться парал­лельная работа на стороне повышенного напряжения.

Схема позволяет в рабочем режиме без операций разъедини­телями производить опробование выключателей. Ремонт шин, очи­стка изоляторов, ревизия шин­ных разъединителей производят­ся без нарушения работы цепей (отключается соответствующий ряд шинных выключателей), все цепи продолжают работать параллельно через оставшуюся под напряжением систему шин.

Количество необходимых опе­раций разъединителями в течение года для вывода в ревизию поочередно всех выключателей, разъединителей и сборных шин значительно меньше, чем в схеме с двумя рабочими и обходной системами шин.

Для увеличения надежности схемы одноименные элементы при­соединяются к разным системам шин: трансформаторы Т1, Т3 и линия W2к первой системе шин, линии W1, W3, трансформа­тор Т2ко второй системе шин. При таком сочетании в случае повреждения любого элемента или сборных шин при одновре­менном отказе в действии одного выключателя и ремонте выклю­чателя другого присоединения отключается не более одной линии и одного истопника питания.

Так, например, при ремонте Q5, КЗ на линии W1 и отказе в работе выключателя Q1 отключаются выключатели Q2, Q4, Q7, в результате чего, кроме поврежденной линии W1, будет отклю­чен еще один элемент — Т2. После отключения указанных выклю­чателей линия W1 может быть отключена линейным разъедините­лем и трансформатор Т2 включен, выключателем Q4. Одновремен­ное аварийное отключение двух линий или двух трансформаторов в рассмотренной схеме маловероятно.

В схеме на рис. 1 к сборным шинам присоединены три це­почки. Если таких цепочек будет более пяти, то шины рекоменду­ется секционировать выключателем.

Недостатками рассмотренной схемы являются:

отключение КЗ на линии двумя выключателями, что увеличи­вает общее количество ревизий выключателей;

удорожание конструкции РУ при нечетном числе присоедине­ний, так как одна цепь должна присоединяться через два выклю­чателя;

снижение надежности схемы, если количество линий не соответ­ствует числу трансформаторов. В данном случае к одной цепочке из трех выключателей присоединяются два одноименных элемента, по­этому возможно аварийное отключение одновременно двух линий;

усложнение цепей релейной зашиты;

увеличение количества выключателей в схеме.

Благодаря высокой надежности и гибкости схема находит ши­рокое применение в РУ 330 — 750 кВ на мощных электростанциях.

На узловых подстанциях такая схема применяется при числе присоединений восемь и более. При меньшем числе присоедине­ний линии включаются в цепочку из трех выключателей, а транс­форматоры присоединяются непосредственно к шинам, без вы­ключателей, образуя блок трансформатор — шины.