ЭлектрО - Схемы блоков генератор – трансформатор и генератор – трансформатор – линия
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Четверг, 28.03.2024

СХЕМЫ БЛОКОВ ГЕНЕРАТОР  - ТРАНСФОРМАТОР И ГЕНЕРАТОР – ТРАНСФОРМАТОР – ЛИНИЯ

 

Схемы выдачи электроэнер­гии КЭС характерны блочным соединением генераторов с транс­форматорами. Рассмотрим более подробно схемы энергоблоков генератор — трансформатор (рис. 1).



Рис. 1. Схемы энергоблоков генератор – трансформатор: а, г – блоки с двухобмоточными трансформаторами; б – блок с автотрансформатором; в – объединенный блок.

 

В блоках между генератором и двухобмоточным трансформато­ром, как правило, должен устанавливаться генераторный выклю­чатель (допускается применять выключатель нагрузки). На­личие генераторного выключателя упрощает операции но вклю­чению и отключению блока, а также уменьшает количество опе­ративных переключений в РУ 110—750 кВ, что особенно важно в схемах с 3/2 или 4/3 выключателя на цепь. Такие схемы (см. рис. 1, а) применяют для энергоблоков, которые участвуют в регу­лировании графика нагрузки энергосистемы.

Следует отметить, что наличие генераторных выключателей позволяет осуществить пуск генератора без использования пускорезервного трансформатора с. н. В этом случае при отключенном выключателе генератора питание на шины с. н. подастся через блоч­ный трансформатор и рабочий трансформатор с. н. После всех опе­раций по пуску генератор синхронизируется и включается вы­ключателем Q2.

Вместо громоздких и дорогих воздушных выключателей на ге­нераторном напряжении могут устанавливаться выключатели на­грузки. В этом случае повреждение в любом энергоблоке приводит к отключению выключателя Q1.

На современных ТЭС отпайка к трансформатору с. н. выполня­ется комплектным токопроводом с разделенными фазами, кото­рые обеспечивают высокую надежность работы, практически ис­ключая междуфазные КЗ в этих соединениях, поэтому никакой коммутационной аппаратуры на ответвлении к трансформатору с. н. не предусматривается. Если ответвление к ТСН от блока GT выполнено открытой ошиновкой или кабелями, то устанавлива­ется выключатель, рассчитанный на КЗ на открытой ошиновке или кабелях (на рис. 1, а показан пунктиром).

На рис. 1, б показана схема блока генератора с автотранс­форматором. Такая схема применяется при наличии двух повы­шенных напряжений па КЭС. При повреждении в генераторе от­ключается выключатель Q3, связь между двумя РУ повышенного напряжения сохраняется. При повреждении на шинах напряжени­ем 110—220 кВ или 500 — 750 кВ отключится Q2 или Q1 соответ­ственно, а блок останется работать на шины напряжением 500—750 или 110 — 220 кВ. Разъединители между выключателями Q1, Q2, Q3 и автотрансформатором необходимы для возможно­сти вывода в ремонт выключателей при сохранении в работе бло­ка или автотрансформатора.

В некоторых случаях с целью упрощения и удешевления конст­рукции РУ напряжением 330—750 кВ применяется объединение двух блоков с отдельными трансформаторами под общий выклю­чатель Q1 (см. рис, 1, в). Выключатели Q2, необходимы для включения генераторов на параллельную работу и обеспечивают большую надежность, так как при повреждении в одном генера­торе второй генератор сохраняется в работе.

Применение объединенных энергоблоков допустимо в мощ­ных энергосистемах, имеющих достаточный резерв и пропускную способность межсистемных связей, в случае компоновочных за­труднений (ограниченная площадь для сооружения РУ напряже­нием 500 — 750 кВ), а также с целью экономии выключателей, воздушных и кабельных связей между трансформаторами и РУ повышенного напряжения.

С целью упрощения РУ 220—750 кВ рекомендуется присоеди­нение блоков генератор — трансформатор — линия GTW непо­средственно к районным подстанциям (см. рис. 1, г). В цепи генератора устанавливается выключатель Q или выключатель нагрузки QW, в цепи линии на электростанции выключатель может не ус­танавливаться. РУ на районной ПС должно удовлетворять требова­ниям надежности РУ ТЭС. В схемах с блоками GTW снижаются токи КЗ, так как их значения ограничиваются сопротивлением линий. Однако указанные схемы имеют существенный недоста­ток: при повреждении линии отключается энергоблок на все вре­мя ее ремонта. Для устранения этого недостатка блоки GTW на высоком напряжении присоединяются к уравнительной системе шин или к уравнительно-обходному многоугольнику.