АСИНХРОННЫЕ МАШИНЫ
Устройство.
Основными элементами являются - неподвижный статор и вращающийся ротор. В зависимости от конструкции ротора различают: асинхронные машины с короткозамкнутым ротором и с фазным ротором.
Статор. Магнитопровод статора, по которому проходит переменный магнитный поток, выполняют шихтованным из листов электротехнической стали (рис. 1 а), изолированных с обеих сторон лаком. В листах выштампованы пазы для обмотки статора (рис. 1 б, в). Пазы бывают сложной формы, поэтому вместо хрупкой высоколегированной стали применяют среднелегированную.
Рис. 1.
Чтобы магнитопровод не рассыпался, его запрессовывает в литую станину, по которой магнитный поток не проходит поэтому её можно выполнить из материала с малой магнитной проницаемостью, но хорошо приспособленного к литейной технологии (чугуна, алюминия). Затем пазы статора изолируют электрокартоном или лакотканью и в них укладывается трёхфазная обмотка, концы которой выводятся наружу (рис. 2):
Рис. 2.
Короткозамкнутый ротор. Сердечник ротора также набирается из листов среднелегированной электротехнической стали. В сердечнике имеются пазы и вентиляционные каналы. В пазы заливается алюминий или его сплавы, образуя стержни обмотки. Снаружи вместе со стержнями отливаются короткозамыкающие кольца (рис. 3 б), таким образом обмотка ротора, приобретает форму «беличьей клетки». Кроме своего основного назначения, короткозамкнутая обмотка служит также для стягивания пластин ротора, это позволяет обойтись без специальных прессующих деталей, удерживающих листы ротора. В готовый сердечник вставляется вал, укрепляемый с помощью шпонки, после чего короткозамкнутый ротор выглядит примерно так, как это показано на рис. 3 г :
Рис. 3.
Фазный ротор. Шихтованный ротор с валом показан на рис. 4 а. Обмотку, выполненную из проводников, укладывают в предварительно изолированные пазы. Обмотка фазного ротора, делается трёхфазной, соединённой по схеме У , а три свободных конца присоединены к контактным кольцам. Кольца расположены на одном из концов вала, сделаны из стали, отделены друг от друга и от вала с помощью изоляционных прокладок (рис. 4 в):
Рис. 4.
К кольцам плотно прижимаются щётки – прямоугольные бруски, изготовленные из смеси угля, графита и порошка металла. С помощью щёток, скользящих по контактным кольцам, в цепь обмотки ротора включается пускорегулирующая аппаратура.
Принцип действия.
Двигатель. В данном случае при подключений статорной обмотки к сети трехфазного тока также возникает вращающееся магнитное поле, частота вращения которого: n0=60f/p.
Магнитные силовые линии, пересекая обмотку ротора, индуктируют в ней ЭДС Е=Вlv , направление которой определяется правилом правой руки (рис 5, б). По обмотке потечёт ток; взаимодействие проводников, обтекаемых током с магнитным полем статора, выражается силой F=Bli. Суммарное усиление, приложенное ко всем проводникам, создаёт электромагнитный момент Мэм, увлекающий ротор за вращающимся магнитным полем; это проверяется по правилу левой руки (рис. 5, б).
Рис. 5.
Таким образом в этом случае логический граф имеет вид:
Заметим, что ротор не может догнать поле статора, т.к. в этом случае в роторе. перестала бы наводиться ЭДС и исчезнет Мэм, поэтому nрот< n0. Разность частот вращения ротора и магнитного поля характеризуется скольжением: S=(n0-nрот)/n0 . Для двигателя скольжение лежит в пределах: 0<S≤1.
Генератор. Широкого распространения асинхронный генератор не получил, поэтому принцип действия рассмотрен схематично.
Если вращать ротор со скоростью, превышающей скорость вращения поля при помощи вспомогательного двигателя (т.е. подводя механическую энергию), то асинхронная машина перейдёт в генераторный режим. При этом изменит свои знак электромагнитный момент Мэм, он станет тормозящим. Машина, получая механическую энергию превратит её в электрическую, которую будет отдавать в сеть. В этом случае -∞<S<1.
Таким образом, характерной особенностью асинхронной машины во всех режимах, является наличие скольжения, т.е. неравенства частот вращения магнитного поля и ротора. Только тогда в проводниках обмотки ротора индуктируется ЭДС и возникает электромагнитный момент. По этой причине машину называют асинхронной (её ротор вращается не синхронно с полем).
Область применения.
Асинхронные двигатели благодаря своей простоте, надёжности конструкции и низкой стоимости, нашли такое распространение в технике, что легче показать, где они не используются. Во-первых там, где требуется широкое и плавное регулирование скорости. Во-вторых, где момент не должен зависеть от напряжения. В-третьих там, где нагрузка не должна влиять на скорость. К недостаткам, также следует отнести и низкий cos φ. По конструкции двигатели с короткозамкнутым ротором проще двигателей с фазным ротором (у них отсутствуют щётки и кольца), но последние, обладая повышенным пусковым моментом позволяют осуществить пуск под нагрузкой (грузоподъёмные машины, тяговый привод и пр.).