ЭлектрО - Схемы электропередач постоянного тока
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Суббота, 27.04.2024

Схемы электропередач постоянного тока

Электропередачи постоянного тока (ППТ) предназначаются для транспорта больших количеств электроэнергии на дальние расстоя­ния, передачи мощности через большие водные пространства по кабельным линиям и для связи между энергосистемами.

Связь отдельных электрических систем друг с другом посред­ством ППТ делает допустимой несинхронную совместную работу их на различных частотах. Направление потока мощности по линии передачи легко изменить автоматическим переключением в устрой­ствах сеточного управления вентилей. Токи короткого замыкания в приемной системе переменного тока не могут возрастать при передаче электроэнергии постоянным током за счет передающей системы и наоборот, так как инвертор не подпитывает точку ко­роткого замыкания. ППТ используются также для связи энерго­систем в тех случаях, когда требуется иметь независимое регулиро­вание частоты в каждой из объединенных систем.

Допустимая напряженность электрического поля для кабелей постоянного тока в 5— 6 раз выше, чем для кабелей переменного тока. Для примера можно сказать, что кабели, рассчитанные для работы с номинальным напряжением 35 кВ переменного тока, могут быть использованы для постоянного тока напряжением 200 кВ. Поэтому, несмотря на большую стоимость концевых устройств ППТ, передачи постоянного тока с кабельными линиями при длинах 30—40 км становятся соизмеримыми по стоимости с кабельными передачами переменного тока или даже выгоднее их. ППТ с кабельными линиями высокого напряжения ±250 кВ эксплуатируются за рубежом (Англия, Новая Зеландия и др.).

Кратности внутренних перенапряжений на воздушных линиях постоянного тока ниже, чем для линий переменного тока. Это значит, что при одинаковых уровнях изоляции для ППТ можно применить более высокое напряжение. Конструкция линии ППТ много проще, чем линии переменного тока, меньше количество гирлянд изоляторов, меньше затрата металла. Важно отметить также, что предел передаваемой мощности ППТ не зависит от длины электропередачи, как для переменного тока, поскольку устойчивость работы ППТ определяется в основном преобразователями (инверторами).

В СССР впервые в мировой практике в 1965 г. была осуществлена передача энергии постоянным током при напряжении ±400 кВ по воздушной биполярной линии Волгоград — Донбасс, связывающей Центральную и Южную энергосистемы. Пропускная способность электропередачи 720 МВт, протяженность линии 473 км. ППТ Волгоград — Донбасс в настоящее время успешно работает в реверсивном режиме.

Обладая значительными достоинствами, передача электроэнер­гии постоянным током не лишена и крупных недостатков. Появ­ляется необходимость в возведении сложных концевых подстанций с большим количеством преобразователей высокого напряжения и вспомогательной аппаратуры; меньшая надежность в работе из-за пропусков и обратных зажиганий в ртутных вентилях; тре­буется большая мощность установок для компенсации реактивной мощности преобразователей. Усложняется и удорожается проме­жуточный отбор мощности для электроснабжения районов, распо­ложенных вдоль трассы линии передачи постоянного тока.

В экономическом отношении применение электропередач посто­йного тока с воздушными линиями оправдывается при транспорте больших количеств энергии на дальние расстояния. Экономическая граница между передачами переменного и постоянного тока по даль­ности транспорта энергии лежит в пределах 800—1000 км — для передач без промежуточного отбора мощности и 1000—1400 км — с промежуточным отбором 25—50% передаваемой мощности. Чем больше передаваемая мощность, тем меньше граничное расстояние выгодности передачи мощности постоянным током.

На рис. 1 представлена принципиальная схема ППТ. Выра­батываемый генераторами электростанции трехфазный переменный ток поступает в повысительный трансформатор 1, обмотки СН кото­рого, работающие на выпрямительную установку, имеют различные соединения — звездой и треугольником. Переменный ток от каждой обмотки со сдвигом фаз в 30° поступает в выпрямительную уста­новку, состоящую из вентилей (ртутных выпрямителей с сеточным управлением), включенных по мостовой схеме (рис. 2). Таким образом, вся установка состоит из четырех мостов, в каждой фазе которых включено по два вентиля. Все вентильные мосты соединены последовательно (каскадная схема). Средняя точка четырехмостовой схемы заземлена наглухо, образуя две полуцепи «полюс — земля» биполярной передачи. Каждая из полуцепей может оста­ваться в работе при выведенной другой полуцепи в ремонт или по другой причине. В этом случае передача будет работать по уни­полярной схеме с возвратом тока через землю и со сниженной вдвое мощностью.

Рис. 1. Схема электропередачи энергии постоянным током с биполярной линией.

1 — трехобмоточный трансформатор (группа) с расщепленными обмотками СН и НН; 2 — вольтодобааочный трансформатор; 3 — вентильный мост; 4 шунтирующий вентиль; 5 — шунтирующий аппарат; 6 — линейный реактор; 7— токоограничивающий реактор; 8 конденсаторная батарея-фильтр; 9 — синхронный компенсатор

 

Вентильный мост является основным агрегатом преобразовательной подстанции. Подключенный к обмотке трехфазного транс­форматора (рис. 2) он создает шестифазный режим выпрямления тока, а каскадное соединение двух мостов с подключением каждого моста к обмоткам трансформатора, имеющим сдвиг в 30° (соединен­ным звездой и треугольником), создает 12-фазный режим выпрям­ления. Выпрямленный ток поступает в двухпроводную линию и передается на приемную подстанцию. Для сглаживания пульсаций выпрямленного тока в линии установлены реакторы с большим индуктивным сопротивлением, а для снижения амплитуды аварий­ного тока при обратном зажигании вентиля последовательно с обмотками трансформаторов, питающими выпрямительные мосты, установлены токоограничивающие реакторы. Параллельно каждому мосту включен шунтирующий вентиль и шунтирующий аппарат, назначение которых исключить из схемы мост в случае его повреж­дения.

Для инвертирования постоянного тока, т. е. преобразования его в трехфазный, на приемной подстанции используют такие же управляемые ртутные вентили, как и для выпрямления переменного тока. Мостовая схема соединения инверторной установки такая же, как у выпрямительной, но с обратным включением полюсов. Инвер­тор работает как быстродействующий переключатель, включающий каждую фазу понизительного трансформатора дважды за один период изменения напряжения приемной системы — при прямом и обратном его направлениях, и тем самым обусловливает протекание в цепи трансформатора перемен­ного тока. Реактивная мощность, необходимая для инвертирования тока (около 0,55 квар на 1 кВт передаваемой мощности) и для покрытия потребности нагрузки, получается от конденсаторных батарей-фильтров, включенных на приемные шины инверторной под­станции. Эти же установки служат и для фильтрации высших гармо­ник инвертированного переменного тока. В случае необходимости дополнительно устанавливают также СК с присоединением его к тре­тичной обмотке трансформатора.

Современные мощные вентили изготавливаются на анодное ис­пытательное напряжение 130 кВ и, следовательно, максимальное рабочее напряжение электропередачи, изображенной на рис. 1, составляет ±200 кВ. Чтобы получить в линии передачи более вы­сокое напряжение, применяют последовательное включение боль­шего количества мостов, а чтобы повысить надежность работы установки, вентили включают на половинное номинальное напря­жение. Так, например, для линии передачи Волгоград — Донбасс напряжением ±400 кВ принято восемь вентильных мостов, включенных последовательно, с двумя вентилями в каждом плече Моста, работающих при половинном номинальном напряжении.

При проектировании ППТ большой пропускной способности идут на параллельное включение вентилей в плече моста, что позво­ляет довести ток и мощности моста до требуемой величины. В настоящее время созданы полупроводниковые приборы (тиристоры), позволяющие построить выпрямительную аппаратуру на напряже­ние 1500 кВ, Так, например, преобразовательные подстанции электропередачи Экибастуз — Центр будут оборудованы уже не ртутными выпрямителями, а полупроводниковыми.

Рис. 2. Схема вентильного моста UH = 110 кВ

1 — вентиль; 2 анодный реактор

 

Эта электропередача, протяженностью 2400 км, напряжением 1500 кВ (±750 кВ) предназначается для передачи до 40 млрд. кВт·ч электрической энергии в год при мощности передачи до 6 млн. кВт. Электрическая энергия будет вырабатываться на пяти тепловых электростанциях мощностью по 4000 кВт, с энергоблоками по 500 МВт. Электростанции, первая из которых уже начата строитель­ством, будут работать на местном буром угле.

Передача энергии из Итатского бассейна, где намечено построить десять электростанций по 6,4 млн. кВт с энергоблоками по 800 МВт, потребует применения для ППТ более высокого напряжения 2200 кВ (±1100 кВ).