ЭлектрО - Схемы электрических соединений на генераторном напряжении
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Суббота, 27.04.2024
Схемы электрических соединений на генераторном напряжении

Схемы электрических соединений на генераторном напряжении.

На генераторном напряжении ТЭЦ обычно приме­няют следующие схемы: с одной секционированной систе­мой сборных шин (с двумя-тремя секциями), с одной секционированной системой сборных шин кольцевого типа (схема «кольца») или с уравнительной системой шин (схема «звезды»), с двумя системами сборных шин и с одним выключателем на цепь (с двумя-четырьмя секция­ми), а также при большом числе генераторов различ­ные модификации этих схем.

По условиям электродинамической стойкости элект­рооборудования на каждую секцию, как правило, под­ключают (коммутируют) генераторы мощностью не свы­ше 60 МВт при генераторном напряжении 6 кВ и не свыше 100 МВт при 10 кВ. С учетом трансформаторов связи ТЭЦ с системой это ограничение позволяет иметь на сборных шинах приемлемый уровень тока к. з. В слу­чае необходимости дополнительного ограничения уров­ня токов к з. на ТЭЦ устанавливают секционные реак­торы. В существующих типовых схемах ТЭЦ мощность к. з. на сборных шинах не превышает 750—900 МВ·А при напряжении 6 кВ и 1500—1800 MB·А при 10 кВ, а у потребителей — соответственно 200 и 350 MB·А.

Ввиду возможности реверсивного режима работы трансформаторы связи ТЭЦ с системой выбирают с ре­гулированием напряжения под нагрузкой (РПН).

Схема с одной секционированной системой сборных шин. Схема с двумя секциями и 2с, объединенными черев секционный выключатель СВ, показана на рис. 1. В цепях линий установлены выключатели В, а также шинные ШР и линейные ЛР разъединители. Схема про­ста, наглядна и обеспечивает достаточную надежность питания потребителей, если каждый из  них связан с ТЭЦ двумя линиями, подсоединенными к разным секци­ям. Разъединители служат для обеспечения видимого разрыва при ремонтных работах и не являются оператив­ными элементами. Блокировка между разъединителями и выключателями проста, ошибочные операции с разъе­динителями при исправной блокировке практически исключены.

Рис 1. Одна секционированная система сборных шин.

 

Недостатком схемы является потеря источ­ников присоединенных к секции, при к. з. на секции, ремонте сборных шин секции и любого из ее шинных разъ­единителей. При большем числе генераторов схема вы­полняется с тремя секциями. Схема применяется при числе присоединений на секцию до шести — восьми. При большем числе присоединений используют схемы с дву­мя системами сборных шин. Отметим, что на рис. 1 и на последующих рисунках показаны схемы подключе­ния собственных нужд ТЭЦ для случая, когда генера­торное напряжение равно 6 кВ. При генераторном напряжении 10 кВ питание собственных нужд осуществля­ется с помощью трансформаторов 10/6 или 10/3 кВ, под­ключенных по тем же схемам.

Для ограничения уровня токов к. з. на ТЭЦ применя­ют секционные реакторы. Схема с тремя секциями и двумя секционными реакторами (CP) дана на рис. 2. Для выравнивания напряжения на секциях сборных шин и улучшения условий питания нагрузки при отклю­чении любого из генераторов (трансформаторов) в схе­ме предусмотрены шунтирующие разъединители ШНР или выключатели ШНВ (показаны пунктиром). Послед­нее решение связано с большими затратами, но делает схему более маневренной.

Шунтирование секционных реакторов допускается в тех случаях, когда после их шунтировки расчетный уро­вень токов к. з. не превосходит допустимый для элек­трооборудований.

 

Рис. 2. Схема с одной секционированной системой сборных шин, с секционными реакторами и шунтирующими разъединителями (выключателями).

 

Схема кольца. В схеме кольца, показанной на рис. 3, имеются четыре секции, соединенные с помо­щью секционных выключателей и реакторов. Для шун­тирования секционных реакторов предусмотрены шунти­рующие разъединители. Трансформаторы связи подклю­чены симметрично к секциям и Зс. Нагрузка получает питание через групповые сдвоенные реакторы, а собст­венные нужды — по реактированным линиям с самостоя­тельными одинарными реакторами. Для надежного резервирования питания собственных нужд предусмот­рена специальная промежуточная сборка между первой секцией и первым трансформатором связи 1Т. Секцион­ные реакторы рассчитывают на режим питания нагруз­ки секции при выходе из строя генератора или транс­форматора связи секции, а также на режим выдачи избыточной мощности с секции при отказе одного из элементов (трансформатора связи, секционного выключа­теля).

Рис. 3. Схема кольца

 

Схема звезды. Схема звезды, показанная на рис. 4, имеет четыре секции, соединенные между собой с помощью уравнительной системы шин УСШ и реакторов. Предусмотрена возможность шунтирования реакторов разъединителями.   Нагрузка и собственные нужды ТЭЦ питаются по отдельным реактированным линиям.

 

Рис. 4. Схема звезды.

 

Реакторы уравнительной системы шин рассчи­тываются на режим питания секции при выходе из строя одного из питающих ее элементов (генератора, транс­форматора связи), и на режим выдачи избыточной мощ­ности секции в нормальном, ремонтном и послеаварийном режимах.

Использование схемы звезды связано с более слож­ными конструктивными решениями, чем схемы кольца, поэтому в отечественной практике она не нашла широ­кого применения.

Схема с двумя системами сборных шин и с одним выключателем на цепь. На генераторном напряжении ТЭЦ широкое распространение нашли схемы с двумя системами сборных шин (рабочей и резервной) и с сек­ционированием рабочей системы шин на две — четыре секции. При двух-трех секциях применяется прямоли­нейная система шин (рис. 5); при четырех секциях рабочая секционированная система шин соединяется в кольцо. Резервная система шин, как правило, не секци­онируется. В схеме  кроме  секционных выключателей имеются так называемые шиносоединительные выклю­чатели ШСВ. Наличие последних позволяет отказаться от установки выключателей или разъединителей, шунти­рующих секционные реакторы. Нагрузки и собственные нужды питаются от сборных шин отдельными линиями. При необходимости эти линии дополнительно реактируются. Каждое присоединение подключается к сборным

Рис. 5. Схема с двумя системами сборных шин (рабочая система разделена на две секции).

шинам с помощью двух разъединителей, один из кото­рых нормально отключен. Шинные разъединители явля­ются не только ремонтным, но и оперативным элементом, что снижает надежность работы распределительного ус­тройства генераторного напряжения (ГРУ), выполнен­ного по такой схеме.

Достоинствами схемы с двумя системами сборных шин являются возможность ремонта любой секции и резервной, системы шин без перерыва питания потреби­телей и возможность ремонта любого шинного разъеди­нителя с отключением лишь одного присоединения соот­ветствующей цепи (остальные присоединения переводятся на другую систему шин). При повреждении на сек­ции ее потребители теряют питание только на время пе­реключения оперативным персоналом соответствующих присоединений на резервную   систему  шин.  Наличие шиносоединительных выключателей позволяет: перево­дить любые присоединения с рабочей системы шин на резервную без их отключения; заменять в случае необхо­димости выключатели присоединений шиносоединительными выключателями; отключать шиносоедииительным выключателем любое присоединение данной секции, если оно по какой-либо причине не может быть отключено своим выключателем (утечка масла из выключателя, отказ привода и т. п.). Перечисленные качества схемы способствуют повышению надежности электроснабже­ния потребителей.

Однако схема с двумя системами сборных шин име­ет и ряд недостатков: распределительное устройство, выполненное по этой схеме, конструктивно сложнее и дороже, чем при схеме с одной системой сборных шин; оно имеет и более сложные блокировки между выклю­чателями и разъединителями. Использование шинных разъединителей в качестве оперативных элементов, не­смотря на наличие блокировок, приводит к авариям из-за ошибочных действий персонала, что снижает надеж­ность схемы в целом.

Схема с двумя системами сборных шин применяется при большом числе присоединений на секцию (более 6—8), особенно в тех случаях, когда потребители пита­ются по нерезервируемым линиям.