Схемы сетей
Ввиду высоких требований, предъявляемых к основным сетям и магистральным линиям внутрисистемной связи по надежности их работы, каждая линия, как правило, оборудуется по концам выключателями с селективной быстродействующей релейной защитой. Увеличение плотности нагрузки, появление новых потребителей и электростанций приводит к непрерывному изменению и развитию внутрисистемных сетей.
Перспективное развитие сетей, в том числе и межсистемных связей, происходит на основе пятилетних планов, разрабатываемых специальными проектными институтами. Электроснабжение отдельных более или менее крупных потребителей электрической энергии от внутрисистемных сетей или непосредственно с шин ВН электростанций производится большей частью по упрощенным схемам. Применение упрощенных схем особенно характерно для глубоких вводов к подстанциям промышленных предприятий. В основу упрощения схем положена частичная или полная замена выключателей короткозамыкателями и отделителями при наличии автоматического повторного включения (АПВ) линий в послеаварийном режиме.
Сетевые или подстанции промышленных предприятий глубокого ввода напряжением 110—220 кВ строятся преимущественно двух-трансформаторными (подстанции с одним трансформатором, как правило, эксплуатируются временно). Типичная схема подстанции 110—220 кВ — это блоки линия — трансформатор с глубоким секционированием на приемной подстанции.
Представленная на рис. 1 блочная схема подстанции применяется при тупиковом питании потребителей электрической энергии непосредственно с шин высокого напряжения электростанций или районной подстанции, либо от двух параллельных линий 110—220 кВ проходящих в зоне сооружения подстанции. Присоединение подстанций к питающим линиям в этом случае производится глухими ответвлениями (т. е. без выключателей в месте присоединения), а подстанции носят название ответвительных. Распространенной также является схема с присоединением одного из трансформаторов глухим ответвлением к ближайшей одиночной линии высоковольтной сети системы, а второго — к тупиковой линии передачи, прокладываемой на подстанцию непосредственно от источника электроснабжения. Питание подстанций, сооружаемых по схеме рис. 1, от двух различных источников электроснабжения не допускается. Mf
Рис. 1. Схема двух-трансформаторной подстанции 110—220 кВ без выключателей на ВН
При любой схеме питания трансформаторы подстанций присоединяются к сети через линейный разъединитель 1 и отделитель 2 (рис. 1). Для защиты трансформатора установлен однофазный короткозамыкатель 3. При повреждении трансформатора вступает в действие релейная защита, автоматически включающая короткозамыкатель, чем создается однофазное короткое замыкание на линии. Линия отключается со стороны источника питания на время, достаточное для автоматического отключения отделителем поврежденного трансформатора. Вслед за этим АПВ (однократное или двухкратное) снова включает питающую линию, обеспечивая электроснабжение остальных присоединенных к ней потребителей. Разъединители 1 и 5 обеспечивают ремонт и испытание коммутационной аппаратуры при работе одного из трансформаторов.
Наличие перемычки ab со стороны трансформаторов с отделителем двустороннего действия 4 обеспечивает автоматическое восстановление питания трансформатора после аварийного отключения его линии. Включение трансформатора отделителем 4 (разъединитель 5 замкнут) происходит во время бестоковой паузы блока после отключения поврежденной линии от источника питания ИП (порядок действия автоматики здесь не рассматривается).
Для ответвительных или тупиковых подстанций, когда в первую очередь сооружается одна линия, а также в тех случаях, когда допустима длительная работа одного из двух трансформаторов при аварийном отключении питающей линии, вместо описанной выше схемы применяется аналогичная ей, но с неавтоматической перемычкой cd со стороны линий (на рис. 1 перемычка показана штриховой линией). Эта схема имеет широкое применение для подстанций 110 кВ.
На тупиковых блочных подстанциях, присоединенных к шинам высшего напряжения крупных центров питания 110 или 220 кВ через относительно короткие воздушные или кабельные линии электропередачи, короткозамыкатели на трансформаторах не устанавливаются. Аварийное отключение трансформаторов в этом случае производится линейными выключателями на источниках питания, импульс на отключение которых передается с подстанции по проводам (телеотключение).
При подсоединении подстанций к параллельным линиям с двусторонним питанием или к одиночной транзитной линии 110—220 кВ эти линии секционируют выключателями. При этом возможны две упрощенные схемы подстанций: схема мостика с линейными выключателями или только с одним выключателем в перемычке. В обеих этих схемах поврежденный трансформатор отключается отделителем, еле действия короткозамыкателя. Схема мостика с линейными выключателями, как более дорогая, применяется только при наличии пофазного автоматического включения линий (ОАПВ).
Рис. 2. Схема подстанций 110— 220 кВ, присоединяемых к параллельным и одиночным линиям электропередачи с двусторонним питанием
Рис. 3. Присоединение подстанций со схемой соединения по рис. 2 к двухцепной линии электропередачи с двусторонним
питанием На рис. 2 приведена схема соединения подстанции с выключателем в перемычке, а на рис. 3 — принципиальная схема присоединения ряда таких подстанций к параллельным линиям с двусторонним питанием (разъединители на схеме не показаны). Достоинство схемы заключается в том, что одновременное повреждение обеих цепей на любом участке не вызывает погашения ни одной ив присоединенных подстанций. Кроме того, благодаря многократному секционированию длинной линии, вероятность погашения каждой отдельной подстанции снижается в несколько раз из-за уменьшения длин секций линии. При питании ряда подстанций от двойных магистралей, выполненных параллельными линиями на разных опорах, между двумя соседними подстанциями, включенными в рассечку линий (рис. 3), допускается присоединение одной ответвительной подстанции по схеме рис. 1.
Внутри городов воздушные линии 110—220 кВ, как правило, не прокладываются. Поэтому внутригородские электрические сети высокого напряжения, питающие районные и крупные заводские подстанции, сооружаются кабельными линиями. Учитывая трудности в организации работ по прокладке кабельных линий 110—220 кВ по городским транспортным магистралям и большую трудоемкость восстановительных работ в случае их повреждения, кабельные сети сооружаются сразу на длительную перспективу их работы. Приемные подстанции на улицах городов и большей частью на территориях промышленных предприятий сооружаются закрытыми. Стоимость таких подстанций с развитой схемой электрических соединений на высшем напряжении довольно высока. Поэтому разработаны и осуществляются на практике упрощенные схемы внутригородских районных подстанций 110 кВ с минимальным количеством коммутационной аппаратуры. На рис. 4 приведена примерная схема питания трех городских подстанций, каждая мощностью до 2 X 63 MB·А (разъединители на схеме не показаны).
Рис. 4. Схема городской кабельной сети 110 кВ
Узловые подстанции 110—220 кВ с большим числом присоединений сооружаются с выключателями на всех присоединениях с одиночной секционированной или двумя системами шин и обходными шинами.
Линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше как на конечных, так и на промежуточных пунктах присоединяются к шинам через выключатели. При этом широко применяются простейшие кольцевые схемы (например, четырехугольник при двух линиях и двух автотрансформаторах) и схема «трансформатор — шины», в которой линии присоединяются к шинам через два выключателя (развилкой), а автотрансформаторы — наглухо. Эта схема экономична и рекомендуется к применению при 3 и 4 линиях с двумя автотрансформаторами. При применении этой схемы для большего числа линий шины секционируются выключателями.
При числе линий более четырех применяется так называемая «полуторная» схема, т. е. схема с тремя выключателями между системами шин на каждые два присоединения. Эта схема рекомендована к применению на подстанциях 330—750 кВ как типовая.