СХЕМЫ С ОДНОЙ РАБОЧЕЙ И ОБХОДНОЙ СИСТЕМАМИ ШИН
При большом количестве присоединений на повышенном напряжении возможно применение схем с одиночной секционированной системой шин. Эта схема обладает рядом существенных недостатков, в том числе необходимостью отключения линии или источников питания на все время ремонта выключателя в их цепи. При напряжении 35 кВ отключение линии будет непродолжительным, так как длительность ремонта выключателей невелика. В этот период используется резерв по сети, чтобы обеспечить питание потребителей. При напряжениях 110 кВ и выше длительность ремонта выключателей, особенно воздушных, возрастает и становится недопустимым отключение цепи на все время ремонта, поэтому схема по рис. 5.6 применяется только для РУ 35 кВ.
Одним из важных требований к схемам на стороне высшего напряжения является создание условий для ревизий и опробований выключателей без перерыва работы. Этим требованиям отвечает схема с обходной системой шин (рис. 1).
Рис. 1. Схема с одной секционированной и обходной системами шин.
В нормальном режиме обходная система шин КВ находится без напряжения, разъединители QSB1, QSB2, QSB3 и т.д., соединяющие линии и трансформаторы с обходной системой шин, отключены. Обходные выключатели QB1 и QB2 на первой (К1) и второй секции (К2) отключены. Секции соединены между собой двумя последовательно включенными выключателями QK1, QK2. С помощью обходной системы шин любой выключатель линий и трансформаторов может быть заменен обходным выключателем, для чего надо произвести следующие операции: включить QB1 для проверки исправности обходной системы шин; отключить QB1; включить разъединитель от обходной системы шин к тому присоединению, где намечен ремонт выключателя (QSB1); включить обходной выключатель QB1; отключить выключатель Q1, намеченный для ремонта; отключить разъединители по обе стороны выключателя QS1 и QS2. После указанных операций линия W1 получает питание через обходную систему шин, выключатель QB1 — от первой секции сборных шин K1 (см. рис. 1, б). Все эти операции производятся без нарушения электроснабжения по линии W1, хотя они связаны с большим количеством переключений.
В рассмотренной схеме ремонт секции К1 или К2 связан с отключением всех линий, присоединенных к данной секции и одного трансформатора, поэтому такие схемы можно применять при парных линиях или линиях, резервируемых от других подстанций, а также радиальных, но не более одной на секцию. Число присоединений на секции РУ 35 — 220 кВ должно определяться экономической целесообразностью установки секционных выключателей с учетом стоимости на недоотпущенную электроэнергию при полном погашении РУ.
Обходная система шин не предусматривается для РУ 35 кВ и КРУЭ, так как длительность ремонта выключателей 35 кВ невелика, и на этот период можно воспользоваться резервом по сети или взаимозаменяемым оборудованием в комплектном РУ.