ЭлектрО - Синхронные генераторы
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Пятница, 19.04.2024
СИНХРОННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ

СИНХРОННЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ

 

Синхронные генераторы — основное электрооборудование электростанций. Выбранный тип генератора определяет конст­рукцию всей электростанции и особенности ее эксплуатации. Тип устанавливаемых генераторов зависит главным образом от ча­стоты вращения турбины.

Частота вращения роторов генераторов паротурбинных элек­тростанций (ТЭС, АЭС) при частоте электрического тока 50 Гц принята равной 3000 об/мин. Сравнительно редко частота враще­ния принимается равной 1500 об/мин. Частота вращения гидро­турбин обычно находится в пределах от 60 до 500 об/мин. Частота вращения ротора генератора п, частота переменного тока f (в Гц) и число пар полюсов ротора р связаны известным соотношением п = 60 f / р.

Следовательно, число пар полюсов ротора генератора па­ротурбинной электростанции (турбогенератора) при частоте f = 50 Гц и частоте вращения ротора п = 3000 об/мин должно быть равно 1. На роторах гидрогенераторов при п = 60 и 500 об/мин число пар полюсов должно быть соответственно равным р = 50 и 6. Конструкция ротора генератора зависит от числа пар полюсов.

Ротор турбогенератора неявнополюсной конструкции выпол­няется в виде стального цилиндра с продольными пазами, в кото­рые укладывается обмотка возбуждения из полосовой меди, изо­лированной миканитом. Обмотка возбуждения закрепляется в пазах клиньями, а вне пазов (на лобовых частях) стальными бандажами или каппами. Из-за воздействия на ротор, враща­ющийся с такой большой частотой, центробежных сил ограниче­ны размеры ротора: диаметр — не более 1250 мм, длина бочки ротора — не свыше 6,5 м.

Ротор гидрогенератора имеет несколько пар выступающих полюсов, т. е. явнополюсную конструкцию. Синхронные двигатели и компенсаторы с частотой вращения ниже 1500 об/мин тоже имеют явнополюсный ротор. Обмотка возбуждения явнополюсных синхронных машин выполняется в виде катушек, располагаемых на каждом полюсе и соединяемых последова­тельно.

На паротурбинных электростанциях принята конструкция турбоагрегатов с горизонтальным валом. А на гидроэлектроста­нциях принято вертикальное расположение вала турбины и гид­рогенератора, так как при большом диаметре явнополюсного ротора вертикальная конструкция обеспечивает лучшие условия работы подшипников и уменьшенные размеры машинного зда­ния. На рис. 1, и рис. 2 показаны схемы устройства соответственно турбогенератора и гидрогенератора, а также пути прохождения охлаждающего их воздуха. Система охлаждения электрических машин необходима для отвода теплоты, создаваемой потерями мощности в стали и меди ротора и статора.



Рис. 1. Турбогенератор и его вентиляция: 1 – статор; 2 – ротор; 3 – вал; 4 – кожух; 5 – фильтр; 6 – воздухоохладители; 7 – уплотнения; А – область разрежения в системе вентиляции; Б – область движения; В – камера горячего воздуха; Г – камера холодного воздуха; Д – подвод воздуха к уплотнениям.




Рис. 2. Гидрогенератор и его вентиляция: 1 – статор; 2 – ротор; 3 – подпятник; 4 – спицы ротора; 5 – направляющий подшипник; 6 – нижняя опорная крестовина; D – диаметр ротора генератора.

 

Для генераторов небольшой мощности (до 25 МВт на ТЭС) достаточно создать вентиляцию воздухом (см. рис. 1). Воздух под действием центробежных сил вращающегося ротора проходит через каналы в стали статора и охлаждает обмотки и магнитопроводы ротора и статора. Нагревшийся воздух поступает через окна в корпусе статора в трубчатые воздухоохладители. По трубкам воздухоохладителей протекает холодная вода. Охла­жденный воздух снова засасывается ротором. Получается замкнутый цикл.

В турбогенераторах мощностью 25...100 МВт система вентиляции вместо воздуха заполняется водородом, имеющим большую теплоемкость. Переход на водородное охлаждение позволяет от того же турбогенератора получать мощность в 1,3 раза большую, чем при воздушном охлаждении (при соответствующем усилении турбины). Для современных сверхмощных генераторов применяется непосредственное охлаждение, при котором обмотки ротора и статора охлаждаются маслом или дистиллиpoванной водой. Охлаждающая жидкость поступает в полые стержни, составляющие обмотку, и охлаждает их изнутри.

Благодаря такому интенсивному охлаждению обмоток удается получить генератор заданной мощности при уменьшенных размерах или при тех же размерах в 3 — 4 раза большую номинальную мощность генератора. Системы непосредственного охлаждения при различных комбинациях охлаждающего вещест­ва (водород, масло, вода) и разных конструкциях системы охлаж­дения стали и меди генератора позволили создать генераторы мощностью 300...800 МВт при тех ограничениях их размеров, которые обусловлены центробежными силами в роторе.

Системы возбуждения синхронных машин обеспечивают питание обмотки возбуждения постоянным током. Широкое применение нашли системы возбуждения с генераторами постоянного тока (возбудителями) и с преобразователями переменного тока в постоянный (вентильное возбуждение). И та, и другая система имеет несколько видов.