ЭлектрО - Регулирование напряжения изменением коэффициента трансформации трансформаторов
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Суббота, 27.04.2024

Регулирование напряжения изменением коэффициента трансформации трансформаторов

Городские и сельские распределительные сети напряжением 6—10 кВ, как правило, оборудованы трансформаторами небольшой мощности (до 400—630 кВ·А), у которых коэффициент трансформа­ции в пределах ±5% изменяется переключением ответвлений об­мотки ВН при отключенном от сети трансформаторе, т. е. без воз­буждения трансформатора (ПБВ). Поэтому коэффициент трансфор­мации этих трансформаторов изменяют только либо при изменении схемы электроснабжения, либо при переходе от сезонных макси­мальных нагрузок к минимальным и наоборот, т. е. осуществляется сезонное регулирование. Суточное регулирование напряжения в этих сетях возлагается на ЦП. Надлежащий коэффи­циент трансформации на длительный сезонный период выбирают, исходя из уровня напряжения на шинах ЦП и потери напряжения в распределительной сети.

Для обеспечения централизованного суточного регулирования напряжения на подстанциях, питающих распределительные сети, устанавливают трансформаторы с РПН, переключение ответвлений у которых производится без перерыва электроснабжения потребителей. Трансформаторы снабжаются аппаратурой автоматического регулирования — регуляторами напряжения, которые входят в ком­плектную поставку. Регуляторы напряжения могут быть настроены как для осуществления встречного регулирования (с компаундированием током нагрузки измерительного органа регулятора), так и для стабилизации напряжения на заданном уровне.

Встроенные регулировочные устройства в трансформаторах на­пряжением 35—330 кВ размещаются в нейтрали обмоток ВН. Диапа­зон регулирования напряжения ± 12% или ±16% номинального напряжения, ступенями по 1,5 или 1,78%. Трехобмоточные транс­форматоры 110 и 220 кВ изготовляются с РПН только на обмотке ВН, а обмотка СН имеет ответвления для изменения коэффициента трансформации ±2 X 2,5% UH, переключаемые без возбуждения трансформатора (ПБВ). По­этому в тех случаях, когда характеры суточных графиков нагрузки на НН и СН неодинаковы, последовательно с обмоткой СН включают линейные регу­лировочные автотрансформаторы.

В качестве примера на рис. 1 при­ведена схема регулирования напряже­ния для трансформатора 110 кВ с диапазоном регулирования ±16% номинального напряжения.

 

Рис. 1. Схема регулирова­ния напряжения трансформа­тора с РПН (для одной фазы)

 

Обмотка ВН трансформатора состоит из не­регулируемой части обмотки Аb, ступени грубой регулировки bc и регулировочной обмотки de из 9 ступеней. Каждая ступень регулировочной обмотки содержит 1,78% витков общего числа витков обмотки Ас. Ступень грубого регулирования по числу витков равноцен­на регулировочной обмотке.

В положении, изображенном на схеме (рис. 1), трансформатор работает на втором ответвлении, т. е. с высоким коэффициентом трансформации: кроме нерегулируемой части обмотки, включены ступень грубой регулировки и 8 сту­пеней регулировочной обмотки. Избиратель нечетных ступеней находится в по­ложении 1, током не обтекается и готов к переходу на новую ступень. При полу­чении команды снизить коэффициент трансформации (движение избирателей по стрелкам) избиратель начинает переход со ступени 1 на ступень 3. Одновременно контактор получает импульс на подготовку к переключению с К2 на К1, акку­мулируя энергию в пружине. После перехода избирателя в положение 3 пружина почти мгновенно (0,15 с) перебрасывает контактор с К2 на К1. Ток нагрузки в процессе переключения контактора проходит через активное сопротивление R2, а витки 2—3 регулируемой обмотки замыкаются через R1 + R2.

В новом положении избиратель четных ступеней без тока и готов к переходу на другую ступень, а контактор к переходу на К2.

При дальнейшем снижении коэффициента трансформации процесс протекает аналогично описанному, пока избиратели не достигнут положений 9 и 10. В этом состоянии трансформатор будет работать с основным коэффициентом транс­формации (т. е. на ответвлении ± 0%). Затем в процессе дальнейшего сниже­ния коэффициента трансформации избиратель нечетных ступеней с 9 перейдет в положение 1, контактор в положение К1, а переключатель замкнет контакты 1112. Ступень грубого регулирования из работы будет исключена, а вся регулировочная обмотка de будет подключена непосредственно к нерегулируемой части Аb. После этого следует новое прохождение каждого избирателя в озна­ченном на рисунке направлений до полного исключения из работы витков регулировочной обмотки (ответвление —16%).

При увеличении коэффициента трансформации переключения будут идти в обратном порядке.

Трехобмоточные автотрансформаторы 220—330 кВ выпускаются со встроенными устройствами РПН для регулирования напряжения на стороне СН в линии. Диапазон регулирования ±12% ступенями не более 2% Uн.

На рис. 2 приведена схема регули­рования для одной фазы трехфазного автотрансформатора 330/110 кВ.

Рис. 2. Схемы регули­рования напряжения авто­трансформаторов 220— 330/110 кВ

ПА — переключатель ответв­лений  с активными сопро­тивлениями R, R'; И1, И2избиратели ступеней

 

Переключение ответвлений происходит в следующем порядке. При переходе со ступе­ни а на ступень b сначала размыкается рабо­чий контакт 1, затем вспомогательный кон­такт 2 (ток нагрузки протекает через левое сопротивление R), далее замыкается дугогасительный контакт 3', образуя мост (уравнительный ток протекает через оба сопротивления R и R'), и вслед за этим размыкается дугогасительный контакт 3, переводя ток нагрузки на правое плечо; после замыкаются последовательно кон­такты 2' и 1', чем и создается новое рабочее положение. Переход с ответвления b на ответвление а происходит в аналогичном порядке.

Изменение коэффициента трансформации между ВН и СН переключением ответвле­ний в линии СН не изменяет соотношения напряжений между обмотками ВН и НН. Поэтому автотрансфор­маторы такой конструкции имеют большие эксплуатационные преи­мущества перед автотрансформаторами с регулированием напряже­ния в нейтрали общей обмотки. В последнем случае, как известно, при переключении ответвлений происходит одновременное изме­нение числа витков обмоток ВН и СН, что приводит к изменению соотношения напряжений между обмотками ВН и НН: при увеличении напряжения на обмотке СН напряжение на обмотке НН уменьшается и, наоборот, при снижении напряжения обмотки СН напряжение обмотки НН увеличивается. Это приводит к невозмож­ности присоединения нагрузки к обмотке НН без установки после­довательно с ней линейного регулировочного автотрансформатора даже при совпадении графиков нагрузок на обмотках СН и НН.

Линейные регулировочные автотранс­форматоры мощностью 16—100 MB·А напряжением 6—35 кВ, а также 63—125 MB·А 110 кВ предназначаются для установки последовательно с нерегулируемыми обмотками трансформаторов, а также непосредственно в линиях электропередачи.

На рис. 6 дана схема одной фазы линейного трехфазного регу­лировочного автотрансформатора 10—35 кВ типа ЛТДН с ревер­сированием регулировочной обмотки. Диапазон регулирования линейных автотрансформаторов ±15% UH.

Oт регулировочной автотрансформаторной обмотки AT через избиратели ступеней И1 и И2 питается обмотка возбуждения В последовательного трансформа­тора ПТр. В последовательной обмотке этого трансформатора, включенной в рас­сечку линии, наводится добавочная э. д. с, величина которой зависит от поло­жения избирателей на регулировочной обмотке, а направление — от положения переключателя ее реверсирования ПР.

Рис. 3. Схема одной фазы линей­ного  регулировочного автотрансфор­матора типа ЛТДН

Л1линия регулируемого напряжения; Л2 — линия отрегулированного напряже­ния

В положении, данном на рис. 3, отрегулированное напряжение выше подведенного. Ток, питающий обмотку возбуждения последовательного транс­форматора, проходит через ветви реак­тора Р в противоположных направле­ниях, вследствие чего результирующий магнитный потоке реакторе очень мал и его сопротивление незначительно.

При снижении напряжения в ли­нии контактор К1 кратковременно прерывает цепь избирателя И1 и пос­ледний переходит на одну ступень в направлении контакта 9. Вслед за этим аналогично происходит переход изби­рателя И2 на тот же контакт. В про­цессе перехода избирателей обмотка возбуждения питается через одну ветвь реактора Р, а витки между соседними ступенями регулировочной обмотки замыкаются через последовательно включенные обе ветви реактора Р.

После достижения последней ступени 9 (что соответствует регулированию ±0% Uн) переключатель реверса ПР переходит в положение 3, а избиратели, вращаясь по кругу, в положение 1. Направление э. д. с. в последовательной обмотке изменится на обратное, и процесс дальнейшего снижения напряжения будет протекать, как описано выше, с переходом избирателей от контакта 1 к контакту 9.

Повышение напряжения в линии идет обратным порядком.

Установка линейных регулировочных автотрансформаторов (РТ) 35—110 кВ непосредственно в линиях передачи позволяет обеспе­чить дополнительно к местному централизованное регулирование напряжения для групп потребителей, присоединенных к этим ли­ниям. Установка РТ целесообразна в начале линий, так как в этих случаях будет обеспечена передача энергии при более высоком уровне напряжения.

Для регулирования напряжения в линиях сельских электри­ческих сетей, а также для группового или индивидуального регу­лирования в электроустановках промпредприятий могут быть при­менены линейные регулировочные автотрансформаторы малой мощ­ности (400—630 кВ·А) напряжением 6—35 кВ или 1600—6300 кВ·А  6—10 кВ.

Полная эффективность регулирования напряжения изменением коэффициента трансформации может быть реализована лишь при наличии достаточного резерва реактивной мощности. Так, напри­мер, при повышении напряжения в каком-либо пункте распредели­тельной сети путем переключения ответвлений трансформаторов реактивная мощность, потребляемая электроприемниками, увели­чится. Если в данном пункте сети резерв реактивной мощности отсутствует, то ее прирост будет происходить за счет передачи реактивной мощности из центра си­стемы по линиям передачи. Потери мощности и напряжения в питаю­щей сети увеличатся, а уровень напряжения в ней снизится. Сни­зится напряжение и на шинах ВН регулируемой подстанции, а это, в свою очередь, вызовет необходимость дальнейшего переключения ответвлений. Разумеется, что степень эффективности будет зависеть от величины образовавшегося недостатка реактивной мощности и удаленности подстанции от источников питания.