ЭлектрО - Схемы надежного питания собственных нужд АЭС с реакторами ВВЭР
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Четверг, 21.11.2024

СХЕМЫ НАДЕЖНОГО ПИТАНИЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД АЭС С РЕАКТОРАМИ ВВЭР

 

Среди потребителей, требующих повышенной надежности элек­троснабжения (первая и вторая группы) имеются электродвига­тели мощностью более 200 кВт, которые должны получать пита­ние при напряжении 6 кВ. Электродвигатели меньшей мощности присоединяются к сетям переменного тока 0,4/0,23 кВ. Цепи уп­равления, защиты, контроля получают питание постоянным то­ком 220, 110, 48, 24 В.

В соответствии с вышесказанным в схемах электроснабжения с.н. предусматриваются секции надежного питания 6 и 0,4 кВ и щиты постоянного тока (ЩПТ).

В технологической части АЭС с реакторами ВВЭР предусмот­рены три независимые системы аварийного расхолаживания (СЛОЗ). Независимость аварийного расхолаживания выдерживается не только в технологической части, но и в части электро­снабжения механизмов САОЗ и их управления, для этого в схеме питания с. н. предусмотрены три автономные системы надежного питания потребителей САОЗ.



Рис. 1. Схема надежного питания потребителей с. н. первой и второй групп САОЗ.

 

На рис. 1 изображена одна из трех систем надежного пита­ния (НП) потребителей с. н. первой и второй групп САОЗ.

Питание потребителей второй группы на напряжении 6 кВ осуще­ствляется от секции надежного питания ВV, присоединенной к сек­ции с. н. нормальной эксплуатации ВА через два выключателя. Если исчезнет напряжение или появится сигнал по технологическому параметру, характеризующему «большую» или «малую» течь в пер­вом контуре или разрыв паропровода второго контура, питание ав­томатически будет подаваться от подключенного к секции ди­зель-генератора GV. Два выключателя между секциями ВV и BА обес­печивают надежное отключение от поврежденной или обесточен­ной рабочей секции 6 кВ даже при отказе одного выключателя.

К секции надежного питания 6 кВ (ВV) присоединены: элек­тродвигатели насосов технической воды ответственных потреби­телей, нормальной подпитки и борного регулирования, спринклерной, дренажных баков; противопожарный, аварийный пита­тельный насос, аварийные подпиточные насосы высокого и низ­кого давления; трансформаторы с. н. дизельной (ТД), агрегата бесперебойного питания (ТАБП), надежного питания (ТНП). Включение дизель-генератора на секцию НП производит­ся со временем, большим времени АВР на блочных секциях 6 кВ. Дизель-генераторы находятся в режиме «горячего» резерва и го­товы к автоматическому пуску и принятию нагрузки через 15 с. Набор нагрузки осуществляется автоматически ступенями из-за условий работы дизель-генератора.

Для одновременного запуска всех механизмов аварийного рас­холаживания необходимо применение более мощных автономных источников или частотного пуска дизель-генераторов. В настоящее время находят применение газотурбинные установки.

Между тремя секциями надежного питания 6 кВ и тремя ди­зель-генераторами не предусматривается взаимное резервирова­ние. Каждая секция способна по мощности подключенных дизель-генераторов (или других автономных источников) и по составу механизмов обеспечить аварийное расхолаживание при любом виде аварии, включая МПА с обесточиванием.

                Для потребителей 0,4 кВ второй группы предусмотрена секция СV, получающая питание от трансформатора ТНП. Таких транс­форматоров и секций — три (по числу систем безопасности).

                Потребители первой группы переменного тока 0,4 кВ получают питание от агрегатов бесперебойного питания АБП. Секции 0,4 кВ первой группы выполнены из шкафов с тиристорными коммута­ционными устройствами типа ТКЕО и получают питание от автономных инверторов-преобразователей постоянного тока в переменный UZ, присоединенных к щиту постоянного тока. Щит получает питание от выпрямителя VS1, а при исчезновении напряжения — от аккумуляторной батареи GB1, работающей в режиме «буфера». Выпрямитель VS2 служит для постоянного подзаряда аккумуляторной батареи в нормальном режиме.

Потребители первой группы САОЗ постоянного тока присоеди­няются к щиту постоянного тока. Аккумуляторная батарея GB1 рассчитана на полную нагрузку потребителей данной системы безопасности и не связана с другими батареями; она работает на разряд кратковременно, только до момента пуска дизель-генера­тора. Эта батарея не подвергается глубоким разрядам, поэтому элементный коммутатор для нее не предусматривается.

Схема, рассмотренная на рис. 1, в общей схеме электро­снабжения с. н. АЭС повторяется 3 раза (по числу технологических систем безопасности).

Общеблочные потребители 0,4 кВ первой группы (информаци­онно-вычислительный комплекс, питание оперативных цепей потребностей, маслонасосы турбоагрегата и др.) получают пита­ние от своего АБП — одного на реакторный блок. Принцип пита­ния нагрузки 0,4 кВ такой же, как и в схеме рис. 1. Общеблочная аккумуляторная батарея рассчитывается на работу в аварийном режиме разряда в течение 30 мин. Эта батарея оборудуется эле­ментным коммутатором и имеет связь с общеблочной батареей второго реакторного блока.

Силовые потребители СУЗ в нормальном режиме получают пи­тание от двух взаимно резервирующих трансформаторов 6/0,4 кВ.

При снижении напряжения приводы СУЗ переключаются на ак­кумуляторную батарею (рис. 2).



Рис. 2. Схема электроснабжения цепей управления и контроля СУЗ.

 

Структура СУЗ и аппаратура контроля нейтронного потока (АКНП) предусматривают разделение каждой системы на три части: два комплекта формирования сигналов AЗ и один — пре­дупреждающей зашиты СУЗ. В соответствии с этим питание при­нято но трем линиям в пределах каждой части:

первая линия получает питание через тиристорный АВР от одного инвертора системного АБП и шин 0,4 кВ нормальной экс­плуатации;

вторая линия получает питание через тиристорный АВР от вто­рого инвертора системного АБП и шин 0,4 кВ второй группы;

третья линия — через тиристорный АВР от каждого инвертора системного АБП.

На рис. 2 показано присоединение линий питания цепей управления и контроля СУЗ, относящихся к первой группе. Эти потребители получают питание через инверторный преобразова­тель UZ1 выпрямительного устройства VS (нормальный режим) или от аккумуляторной батареи GB (аварийный режим — исчез­новение напряжения на шинах с. н.).

При неисправностях тиристора UZ1 питание с помощью быст­родействующего тиристорного автоматического включения ТАВР переключается на исправный тиристор UZ2.

При неисправностях на шинах постоянного тока, отклонении или исчезновении напряжения питание переключается на шины 0,4 кВ нормальной эксплуатации или надежного питания. Время срабатывания ТАВР не более 20 мс.

При восстановлении питания нагрузка автоматически переклю­чается на UZ1.

При разряде аккумуляторной батареи в аварийном режиме до 210 В автоматически подключается резервное питание от ди­зель-генератора, присоединенного к шинам 6 кВ надежного пи­тания.

Многократное резервирование, принятое в схеме, обеспечивает надежное питание цепей управления и контроля СУЗ. Для аварийного питания потребителей логической части СУЗ предусматри­ваются отдельные аккумуляторные батареи на разные номиналь­ные напряжения.

                Эти мероприятия обеспечивают надежную работу СУЗ в любых аварийных режимах.

                Для питания оперативным постоянным током потребителей распределительных устройств высокого напряжения устанавлива­ются аккумуляторные батареи на территории РУ ВН.