КРУПНОБЛОЧНОЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАТОРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ КГРУ
Конструкция ГРУ имеет ряд недостатков: тяжелое каркасное здание, ячейки с металлическими каркасами, большой объем монтажных работ, производимых вручную с применением малой механизации. Этих недостатков не имеет крупноблочное главное распределительное устройство (КГРУ) 6—10 кВ на номинальный ток 8000 А и ударный ток 330 кА, разработанное проектным институтом «Атомэнергопроект». На рис. 1 показан разрез по цепям генератора и сдвоенного реактора КГРУ для схемы с одной системой сборных шин, состоящих из четырех секций, соединенных в кольцо. Ячейки выключателей, реакторов, разъединителей расположены в два ряда, сборные шины — в один ряд. КГРУ рассчитано на присоединение к каждой секции одного генератора 120 МВт или двух по 60 МВт при U = 10 кВ и одного генератора 60 МВт при U = 6 кВ.
Рис. 1: Крупноблочное главное распределительное устройство (КГРУ) с одной системой шин. Разрез по цепям генераторного присоединения и группового реактора:
1 — токопроводы сборных шин; 2 — токопроводы секционной перемычки; 3 — шинный разъединитель; 4 — трансформатор тока; 5 — выключатель; 6 — вентиляционный короб; 7 — реактор; 8 — шкаф разъединителя; 9 — КРУ отходящих линий; 10 — кабельный туннель; 11 — вентиляционный подвал.
Рис. 2: КГРУ 6-10 кВ с двумя системами шин (второй этаж):
1 — секционная перемычка; 2 — резервная система шин; 3 — рабочая система шин; 4 — шинные разъединители; 5 — развилка.
Отходящие кабельные линии присоединяются с помощью шкафов КРУ 9 к ветвям сдвоенных реакторов 7. На каждую секцию могут быть присоединены две группы сдвоенных реакторов по 2 × 2500 А или три группы по 2 × 1600 А и по одной линии с.н. Сборные шины 1, ответвления от них, секционная перемычка 2 между первой и четвертой секциями, а также выводы из ячеек генераторов, трансформаторов связи и линий с.н. выполнены пофазно-экранированными токопроводами. Шинные разъединители 3 установлены в металлических ячейках с междуфазными перегородками. Ошиновка в ячейках выключателей и реакторов выполняется укрупненными монтажными блоками. Охлаждение ячеек осуществляется с помощью искусственной автоматической вентиляции.
Применение КГРУ повышает надежность работы и упрощает эксплуатацию РУ, сокращает затраты на его сооружение. Сооружение КГРУ с одной системой шин на четыре секции уменьшает затраты на 10%, расход металла на 40%, железобетонных конструкций на 21 % по сравнению с типовыми ГРУ.
Крупноблочное главное распределительное устройство 6—10 кВ по схеме с двумя системами шин сооружается по тому же принципу, что и с одной системой шин, но, в отличие от него, внесен дополнительный элемент развилки разъединителей от двух систем шин (второй этаж). Все строительные конструкции первого этажа одинаковы для обоих КГРУ (рис. 2).