Регулирование напряжения в сетях изменением величины реактивной мощности в них
Эффективно регулировать напряжение путем изменения реактивной мощности в сети можно с помощью синхронных компенсаторов или батарей конденсаторов при включении их параллельно нагрузке.
Синхронный компенсатор (С К) устанавливают на приемной подстанции и присоединяют к шинам НН подстанции или к обмотке НН автотрансформатора. Такой компенсатор представляет собой синхронный электродвигатель и при перевозбуждении является емкостной нагрузкой для сети или, что все равно, генератором реактивной индуктивной мощности, а при недовозбуждении становится потребителем реактивной мощности. Таким образом, изменяя возбуждение синхронного компенсатора, непосредственно влияют на величину реактивной мощности, протекающей по сети, и следовательно, на напряжение у потребителя. Покажем это на простом примере передачи мощности по радиальной линии с нагрузкой на конце и с синхронным компенсатором СК, включенным параллельно нагрузке (рис. 1).
Рис. 1. Векторная диаграмма изменения напряжения в конце линии в зависимости от изменения передаваемой реактивной мощности
Положим, для простоты, что электропередачу, изображенную на рис. 1, а, можно представить одним звеном с сопротивлением R+jХ. Тогда напряжения в конце ее при передаче мощности P-jQ будет:
Построенная по этой формуле векторная диаграмма (рис. 1, б) с разделением падения напряжения в сопротивлениях звена от активной мощности (треугольник abc) и реактивной (cde) показывает изменение U2 в зависимости от изменения реактивной мощности в линии при постоянной активной нагрузке. Как видно из диаграммы, при передаче по линии максимальной реактивной мощности jQ напряжение на приемном конце U2 будет минимальным (точка е). При генерировании реактивной мощности С К на месте ее потребления и соответствующем уменьшении передаваемой реактивной мощности по линии напряжение в конце передачи будет увеличиваться (конец вектора U2 скользит по прямой еc). При Q=0, т. е. при передаче только активной мощности (точка с), имеем: U2' > U2. Наконец, если генерируемая на месте мощность будет больше потребляемой и ее избыток будет поступать в линию, то напряжение в конце электропередачи окажется еще больше (точка е').
Регулирование напряжения при помощи СК происходит плавно. Диапазон регулирования зависит от мощности СК и величины реактивной нагрузки линии.
Номинальной мощностью синхронного компенсатора считается мощность при генерирование им реактивной (индуктивной) мощности, т. е. при работе с перевозбуждением. При работе компенсатора с недовозбуждением или без возбуждения, т. е. в режиме потребления реактивной мощности (что требуется при минимальных нагрузках), его максимальная мощность составляет 40—60% от номинальной. Это объясняется тем, что ток возбуждения СК уменьшается, приближаясь по мере увеличения потребления реактивной мощности к нулю. Для увеличения мощности СК в режиме потребления реактивной мощности прибегают к применению на нем отрицательного возбуждения. В этом случае его мощность гарантируется не ниже 0,65 номинальной.
Синхронные компенсаторы изготовляются на мощность 10 и 16 MB·А напряжением 6,3—10,5 кВ и 25—100 MB·А напряжением 10,5 кВ (табл. П. 4-4). СК мощностью свыше 25 MB·А изготовляются с водородным охлаждением. Крупные СК обычно используются по графику генерации реактивной мощности в системе и поэтому служат для централизованного регулирования напряжения.
В тех случаях, когда расчетная мощность компенсирующей установки меньше минимальной мощности СК или когда не требуется ее работа в режиме потребления" реактивной мощности, устанавливают управляемые батареи конденсаторов (УБК), разделенные на ряд секций. Наибольшая мощность секций определяется допустимой величиной отклонения напряжения на вторичных шинах приемной подстанции. УБК обладают большей экономичностью, чем СК, и поэтому получают распространение.
УБК большой мощности (100 и более MB·А) устанавливают также и на крупных районных подстанциях энергосистем, имеющих достаточное количество СК для работы в режиме потребления реактивной мощности в ночное время. УБК большой мощности включаются непосредственно на шины высокого напряжения — 110 кВ.
Для местного регулирования напряжения на крупных промышленных предприятиях, особенно в тех случаях, когда их электроснабжение производится по линиям с большим реактивным сопротивлением, эффективно используются синхронные электродвигатели мощностью 1000—10 000 кВ·А. При обычном коэффициенте загрузки, двигателей (0,7 Рн) располагаемая реактивная мощность их при напряжении на зажимах 0,9 — 1,0 Uн составляет от 1,3 до 1,5 QH. Регулирование, как и синхронными компенсаторами, происходит плавно, и этот процесс может быть автоматизирован.
На тех промышленных предприятиях, где имеются УБК, установленные для компенсации реактивной мощности, они могут использоваться и как средства для регулирования напряжения, не вступая при этом в противоречие с их основным назначением.