ЭлектрО - Монтаж контактных соединений проводов, кабелей и шин
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Вторник, 23.04.2024

МОНТАЖ КОНТАКТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРОВОДОВ, КАБЕЛЕЙ И ШИН

 

Контактные соединения — важные элементы электромонтажно­го производства, поскольку надежность электрической установки в значительной степени определяется качеством выполнения элек­трического контакта. В месте соприкосновения двух проводников возникает переходное сопротивление электрического контакта, ве­личина которого зависит от физических свойств соприкасающихся материалов, их состояния (загрязненности, окисления), силы сжа­тия в месте контакта, площади соприкосновения, температуры на­грева и др. Даже после тщательной обработки контактные по­верхности не бывают идеально гладкими и содержат микровыступы А, Б, В (рис. 1), образующие контакт в начальный момент соприкосновения. По мере увеличения давления происходит пластическая деформация микровыступов и площадь соприкосно­вения увеличивается.

Не бывает также и идеально чистых контактных поверхностей. Под воздействием окружающей среды поверхности всех металлов покрываются окисными пленками, нередко очень тонкими, не видимыми невооруженным глазом. Медь обычно покрывается па воздухе видимой окисной пленкой, плохо проводящей электричес­кий ток; олово — тонкой неустойчивой окисной пленкой, легко разрушаемой при сжатии контакта. Поэтому по условиям техно­логии монтажа для медных контактов обычно вводится предвари­тельное лужение.



Рис. 1. Соприкосновение контактных поверхностей (а) и точки соприкосновении при отсутствии нажатия (б)  и при нажатии (в): 1 — соприкасающиеся  поверхности

 

Особенно неблагоприятной с точки зрения надежности элект­рического контакта является поверхность алюминия.   Предварительно очищенная, она после нескольких секунд пребывания на воздухе покрывается тонкой окисной пленкой, твердой и тугоплавкой, обладающей высоким электрическим сопротивлением. Температура плавления алюминия составляет 565—578°С, а его оксидной пленки — около 2000°С.

Другая особенность алюминия — его низкий предел текучести. Сильно затянутое болтами контактное соединение алюминиевых поверхностей с течением времени ослабевает; алюминий под воздействием большого давления вытесняется из зоны высокого давления в соседнюю зону, где давление значительно меньше. При соединении с медью и некоторыми другими металлами   алюминий образует гальваническую пару, являясь в ней отрицательным электродом; в месте контакта возникает электрохимический процесс, в результате которого алюминий разрушается.

Перечисленные особенности алюминия осложняют получение электрического контакта высокой надежности. Однако к настоя­щему времени отечественными научно-исследовательскими и мон­тажными организациями разработана такая технология контактного соединения алюминиевых поверхностей, которая при соблюдении рекомендаций, приведенных в   специальных инструкциях, обеспечивает получение надежного электрического контакта.

При зачистке поверхностей металлов под контактные соеди­нения следует иметь в виду, что чрезмерная шлифовка контакт­ной поверхности не только не улучшает, а, наоборот, ухудшает контакт: сглаживаются микровыступы, при нажатии на них не происходит пластической деформации с последующим расширением площади контакта. Существенное значение для контактного   соединения имеет защитная смазка, применяемая для предохранения контактной по­верхности от быстрого окисления. По условиям технологии монтажа предусматривается   зачищать электрический контакт алюминиевых поверхностей наждачной шкуркой или металлической щеткой, затем наносят тонкий слой кварцево-вазелиновой или цинково-вазелиновой пасты. Кварцевый песок и цинк разрушают окисную пленку, а вазелин предохраняет контактную поверхность от повторного окисления. Защитная смазка увеличивает переходное сопротивление контакта, но при нажатии на контакт и пластической деформации микровыступов смазка выдавливается в со­седние зоны; при тонком слое смазки практического  ухудшения контакта не происходит.

В процессе эксплуатации контактные соединения подвергаются воздействию температуры от нагрева токопроводящих жил прово­дов, кабелей и шин; вибрациям, обусловленным работой оборудо­вания; влиянию окружающей среды, в которой могут содержаться влага, газы, пары щелочей и кислот.

При коротких замыканиях в сети кратковременный нагрев токопроводящих жил может быть значительным и регламентируется нормами: до 150°С для резиновой и поливинилхлоридной изоля­ции, до 200°С для бумажной.