СХЕМА С ДВУМЯ СИСТЕМАМИ СБОРНЫХ ШИН
С учетом особенностей электроприемников (I, II категорий), их схемы электроснабжения (отсутствие резерва по сети), а также большого количества присоединений к сборным шинам для главного распределительного устройства ТЭЦ при технико-экономическом обосновании может предусматриваться схема с двумя системами сборных шин (рис. 2), в которой каждый элемент присоединяется через развилку двух шинных разъединителей, что позволяет осуществлять работу как на одной, так и на другой системе шин.
Рис. 2. Схема с двумя системами сборных шин.
На рис. 2 схема изображена в рабочем состоянии: генераторы G1 и G2 присоединены на первую систему сборных шин К1, от которой получают питание групповые реакторы и трансформаторы связи Т1 и Т2. Рабочая система шин секционирована выключателем QK и реактором LRK, назначение которых такое же, как и в схеме с одной системой шин. Вторая система шин К2 является резервной, напряжение на ней нормально отсутствует. Обе системы шин могут быть соединены между собой шиносоединительными выключателями QK1 и QK2, которые в нормальном режиме отключены.
Возможен и другой режим работы этой схемы, когда обе системы шин находятся под напряжением и вес присоединения распределяются между ними равномерно. Такой режим, называемый работой с фиксированным присоединением цепей, обычно применяется на шинах повышенного напряжения.
Схема с двумя системами шин позволяет производить ремонт одной системы шин, сохраняя в работе все присоединения. Так, при ремонте второй секции рабочей системы шин К1 все ее присоединения переводят на резервную систему шин К2, для чего производят следующие операции:
включают шиносоединительный выключатель QK2 и с его привода снимают оперативный ток;
проверяют включенное положение QK2;
включают на систему шин К2 разъединители всех переводимых присоединений;
отключают от системы шин К1 разъединители всех присоединений, кроме разъединителей QK2 и трансформатора напряжения;
переключают питание цепей напряжения релейной зашиты, автоматики и измерительных приборов на трансформатор напряжения системы шин К2;
проверяют по амперметру отсутствие нагрузки на QK2;
на привод полают оперативный ток и отключают QK2;
производят подготовку к ремонту секции шин K1.
При КЗ на первой секции рабочей системы шин К1 отключаются генератор G1, секционный выключатель QK и трансформатор связи Т1. Для восстановления работы потребителей в этом случае необходимо выполнить переключения:
отключить все выключатели, не отключенные релейной зашитой (выключатели тупиковых линий);
отключить все разъединители от поврежденной секции;
включить разъединители всех присоединений первой секции на резервную систему шин;
включить выключатель трансформатора связи Т1, подав тем самым напряжение на резервную систему шин для проверки ее исправности;
включить выключатели наиболее ответственных потребителей;
развернуть генератор G1 и после синхронизации включить его выключатель;
включить выключатели всех отключившихся линий.
В этой схеме можно использовать шиносоединительный выключатель для замены выключателя любого присоединения.
Рассматриваемая схема является гибкой и достаточно надежной. К недостаткам ее следует отнести большое количество разъединителей, изоляторов, токоведущих материалов и выключателей, более сложную конструкцию распределительного устройства, что ведет к увеличению капитальных затрат на сооружение ГРУ.
Существенным недостатком является использование разъединителей в качестве оперативных аппаратов. Большое количество операций разъединителями и сложная блокировка между выключателями и разъединителями приводят к возможности ошибочного отключения тока нагрузки разъединителями. Вероятность аварий из-за неправильного действия обслуживающего персонала в схемах с двумя системами шин больше, чем в схемах с одной системой шин.
Схема с двумя системами шин может быть применена на расширяемых ТЭЦ, на которых ранее была выполнена такая схема.