СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯ КОНДЕНСАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Конденсационные электростанции (КЭС) исторически получили наименование государственных районных электрических станций (ГРЭС). Они проектируются с агрегатами мощностью в 100, 150, 200, 300, 500, 800 и 1200 МВт и с номинальным напряжением генераторов от 10,5 до 24 кВ.
Основными агрегатами на большинстве сооружаемых в настоящее время КЭС приняты агрегаты в 300 и 500 МВт. Установленная мощность типовых электростанций принимается равной 2400, 3600, 5000, 6000 МВт. Ввод в работу таких электростанций возможен только в мощных энергосистемах.
Агрегаты мощностью 100—1200 МВт с промежуточным перегревом пара работают по блочной схеме котел — турбина — генератор — трансформатор. Агрегаты мощностью в 100 МВт без промперегрева пара могут работать по полублочной схеме с поперечными связями по пару и питательной воде.
Конденсационные электростанции всю вырабатываемую энергию, за исключением энергии, потребляемой на собственные нужды, выдают в сеть повышенного напряжения.
Характерными для КЭС являются большие номинальные токи генераторов (5,5—22 кА) и повышенный уровень токов к. з. в сети генераторного напряжения. КЭС могут работать по свободному, т. е. не лимитированному тепловыми отборами, графику нагрузки, но так же, как и ТЭЦ, они имеют низкую режимную маневренность.
Схемы на генераторном напряжении
Электрическая схема КЭС на генераторном напряжении строится по блочному принципу с питанием собственных нужд блока от сети генераторного напряжения. Параллельная работа блоков осуществляется на повышенном напряжении.
Рис. 8-15. Варианты блочных схем.
С учетом наличия оборудования и ограничений, налагаемых системой, блоки выполняются простыми или укрупненными, с простыми или расщепленными трансформаторами, а в отдельных случаях и с автотрансформаторами. Применение автотрансформаторов в блоке оправдано только тогда, когда помимо мощности, передаваемой из сети низшего напряжения (НН) в сеть высшего напряжения (ВН), существует постоянный переток мощности из сети среднего напряжения (СН) в сеть высшего напряжения.
Варианты блочных схем даны на рис. 1. В схеме простого блока (рис. 1, а) выключатель установлен на стороне ВН, а в схеме на рис. 1, б — на стороне НН. Блок по схеме рис. 1, в имеет один генератор, но два трансформатора и общий выключатель на стороне ВН. В схеме укрупненного блока (рис. 1, г) два генератора с помощью соответствующих выключателей подключены к одному трансформатору. Укрупненный блок по схеме рис. 1, д содержит два выключателя нагрузки генераторного напряжения (на ГЭС возможна установка двух разъединителей при наличии системы групповой синхронизации генераторов) и выключатель на стороне высшего напряжения. На рис. 1, е дана схема укрупненного блока с расщепленным трансформатором и с двумя генераторами, а на рис. 1, з — с тремя генераторами. На рис. 1, ж представлен простой блок с включением параллельных обмоток мощного генератора на отдельные обмотки расщепленного трансформатора. Объединенный блок с подключением двух простых блоков через общий выключатель на стороне ВН дан на рис. 1, и. При наличии связи блока с шинами двух повышенных напряжений могут быть в принципе применены схемы на рис. 1, к и л. Последняя схема пригодна только для сетей с эффективно-заземленными нейтралями.
Для исключения возможности междуфазных к. з. в сети генераторного напряжения соединение генераторов с трансформаторами (автотрансформаторами) блоков, а также ответвления к трансформаторам собственных нужд выполняют закрытыми токопроводами.
Мощность трансформаторов (автотрансформаторов) блоков согласовывается с мощностью генераторов. Она должна обеспечивать выдачу всей энергии, вырабатываемой генераторами, за вычетом энергии, потребляемой на собственные нужды, в сеть повышенного напряжения. Мощность двухобмоточных (и трехобмоточных) трансформаторов определяется по выражению (1). Номинальная мощность автотрансформаторов блоков должна удовлетворять условию:
(1)
где Sс.н.макс — нагрузка собственных нужд при максимальной нагрузке генератора; kвыг — коэффициент выгодности или коэффициент типовой мощности автотрансформатора,.
(2)
Блочные двухобмоточные трансформаторы принимаются без регулирования напряжения под нагрузкой. Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы (как блочные, так и связи) должны иметь устройство регулирования напряжения под нагрузкой на одном из повышенных напряжений (ВН или СН).
Схемы на повышенных напряжениях
Учитывая ответственную роль КЭС в энергосистемах, к схемам РУ35—750 кВ КЭС предъявляют (в соответствии с действующими НТП) следующие требования:
а) На электростанциях с агрегатами 300 МВт и выше повреждение или отказ любого из выключателей (за исключением секционного и шиносоединительного) не должны, как правило, приводить к отключению более одного блока и одной или нескольких линий, если при этом обеспечивается устойчивость параллельной работы генераторов энергосистемы или ее части.
б) Повреждение секционного или шиносоединительного выключателя, а также совпадение отказа одного из выключателей с ремонтом любого другого не должны приводить к отключению более двух энергоблоков и линий, если при этом также сохраняется устойчивая работа генераторов энергосистемы или ее части. В отдельных случаях, при специальном обосновании, допускается одновременная потеря более двух блоков мощностью 300 МВт и ниже, если при этом сохраняется устойчивость работы энергосистемы или ее части, исключается полная остановка электростанции и обеспечивается нормальная работа остальных блоков.
в) Повреждение или отказ любого выключателя не должны, как правило, приводить к отключению более одной цепи (двух линий) двухцепной транзитной линии 110 кВ и выше. В случае, если одновременное отключение одной цепи (двух линий) транзитной линии недопустимо по условию устойчивой работы энергосистемы или ее части, необходимо, чтобы выходило из работы не более одной линии транзита.
г) Отключение линий электропередачи следует производить не более чем двумя выключателями; отключение энергоблоков, трансформаторов (автотрансформаторов) связи, трансформаторов собственных нужд — не более чем тремя выключателями в РУ каждого напряжения. При прочих равных условиях предпочтение отдается схеме, в которой отключение цепей осуществляется меньшим числом выключателей.
д) Секционирование сети выключателями должно обеспечивать требования по режиму работы (распределение перетоков мощностей, потери энергии, устойчивость и т. п.) энергосистемы.
е) Должна быть обеспечена возможность ремонта выключателей с номинальным напряжением 110 кВ и выше без отключения энергоблоков, трансформаторов (автотрансформаторов) связи, пускорезервных трансформаторов собственных нужд и без разрыва транзита.
ж) При питании от данного распределительного устройства двух и более пускорезервных трансформаторов собственных нужд повреждение или отказ любого выключателя, в том числе секционного или шиносоединительного, не должны приводить к потере в нормальной (неремонтной) схеме более чем одного трансформатора.
При прочих равных условиях предпочтение отдают варианту более простому и экономичному, при котором число операций разъединителями в случаях перехода на ремонтные схемы и обратно, а также выделения поврежденных участков в аварийных ситуациях сведено к минимуму.
Если на повышенных напряжениях КЭС имеется небольшое число присоединений, то применяются следующие схемы: блок трансформатор — линия (с выключателем или без выключателя), мостики, треугольник, четырехугольник, ответвление от магистральных линий 220 кВ и выше (при наличии достаточных обоснований). Компоновка РУ с указанными схемами должна предусматривать возможность перехода на схемы полного развития.
Рис. 1. «Полуторная» схема.
При большом числе присоединений применяются следующие схемы: две системы сборных шин с тремя выключателями на две цепи («полуторная» схема), две несекционированные системы сборных шин с обходной системой, два связанных четырехугольника с выключателями в перемычках, одна секционированная система сборных шин с обходной системой, блок генератор — трансформатор — линия (ГТЛ). Кроме того, в отдельных случаях могут применяться схемы: шестиугольник, два связанных шестиугольника с выключателями в перемычках, две системы сборных шин с двумя выключателями на цепь, блок генератор — трансформатор — линия с уравнительной системой шин или с уравнительным многоугольником. При необходимости сборные шины, включая обходную систему шин, секционируют. При проектировании КЭС помимо рекомендованных схем могут быть рассмотрены их разновидности, а также некоторые другие известные схемы, например две системы шин с четырьмя выключателями на три цепи, схема сетки и т. п.
Схема с двумя системами сборных шин и с тремя выключателями на две цепи (рис. 1). В этой схеме на каждое присоединение приходится 1,5 выключателя. Схема достаточно проста, наглядна и обеспечивает весьма большую надежность работы установки. Однако отключение поврежденных линий и трансформаторов, так же как и в схемах многоугольников, производится двумя выключателями. Схема может выполняться с симметричным (рис 1, а) и с чередующимся (рис 1, б) подключением блоков и линий. Последний вариант может обеспечить большую схемную надежность работы распределительного устройства, но приводит к более сложным конструктивным решениям. Определенными недостатками полуторных схем являются отключение значительного числа выключателей при повреждении на сборных шинах и необходимость установки двух выключателей на последнюю цепь при нечетном числе цепей. Если число цепей велико, то первый недостаток частично устраняют, секционируя сборные шины (обычно через шесть цепей).
Схема с двумя связанными четырехугольниками и выключателями в перемычках применяется в двух вариантах: с симметричным и с чередующимся подключением блоков и линий. Повреждения в любой цепи отключаются двумя или тремя выключателями. Схема достаточно проста и обеспечивает большую надежность. При большом числе цепей она может быть развита в схему с несколькими связанными четырехугольниками.
Схема шестиугольника обладает качествами, присущими всем схемам многоугольников. Она фактически является разновидностью схемы с двумя системами сборных шин, с шестью выключателями на шесть цепей (элементы полуторной схемы и схем шины—линия, шины—трансформатор). Любая поврежденная цепь отключается двумя выключателями данного РУ. Схема может иметь различные конструктивные решения в зависимости от требований дальнейшего расширения распредустройства.
Схема двух связанных шестиугольников с выключателями в перемычках обладает свойствами схем многоугольников. Поврежденные цепи отключаются двумя или тремя выключателями, а поврежденные сборные шины — тремя выключателями. Наиболее тяжелым с точки зрения работы аппаратуры является повреждение секционных выключателей (выключателей в перемычках), требующее отключения четырех выключателей присоединений.
Схема с двумя системами сборных шин и с двумя выключателями на цепь. Каждое присоединение (цепь) в схеме защищено двумя выключателями. Отсюда высокая надежность при высокой стоимости распредустройства.
Рис. 2. Схема генератор — трансформатор — линия с уравнительной системой шин.
Рис. 3. Схема генератор — трансформатор — линия с уравнительным многоугольником
Схема генератор — трансформатор — линия (ГТЛ) с уравнительной системой шин (рис. 2) обладает качествами блочных схем. Наличие уравнительной системы шин, к которой каждый блок подключен через выключатель, обеспечивает связь блоков и позволяет получить необходимое по режиму работы экономичное распределение перетоков мощностей. Поврежденный блок отключается от уравнительной системы шин. Повреждение на уравнительной системе шин приводит к распадению электростанции на отдельные блоки, работающие на приемные подстанции системы. При необходимости (большое число цепей, требования системы) уравнительная система шин секционируется выключателями или разъединителями.
Схема генератор — трансформатор — линия с уравнительным многоугольником отличается от предыдущей схемы тем, что вместо уравнительной системы шин здесь применен уравнительный многоугольник (рис. 3), который обеспечивает более жесткую связь между блоками.
Поврежденные блоки отключаются двумя выключателями распредустройства. В случае ремонта какого-либо выключателя многоугольник разрывается. При этом повреждение в любом блоке приводит к отключению только данного блока.
Одновременно может нарушиться непосредственная связь между остальными блоками, но работа блоков на сеть системы не нарушается.
Схема с двумя системами сборных шин и с четырьмя выключателями на три цепи. В этой схеме любая поврежденная цепь отключается двумя выключателями, а поврежденные сборные шины—двумя и более выключателями в зависимости от числа присоединений на системе шин и наличия секционирования. Схема имеет практически те же качества и свойства, что и полуторная схема, но меньшее число выключателей на цепь (1,33 вместо 1,5), однако ей соответствует более сложная конструкция распредустройства.