ЭлектрО - Схемы электрических соединения конденсационных электростанции (КЭС)
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Суббота, 27.04.2024
Схемы электрических соединения конденсационных электростанции (КЭС). Схемы на генераторном напряжении. Схемы на повышенных напряжениях.

СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЯ КОНДЕНСАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Конденсационные электростанции (КЭС) исторически получили наименование государственных районных электрических станций (ГРЭС). Они проектируются с агрегатами мощностью в 100, 150, 200, 300, 500, 800 и 1200 МВт и с номинальным напряжением генераторов от 10,5 до 24 кВ.

Основными агрегатами на большинстве сооружае­мых в настоящее время КЭС приняты агрегаты в 300 и 500 МВт. Установленная мощность типовых электро­станций принимается равной 2400, 3600, 5000, 6000 МВт. Ввод в работу таких электростанций возможен только в мощных энергосистемах.

Агрегаты мощностью 100—1200 МВт с промежуточ­ным перегревом пара работают по блочной схеме ко­тел — турбина — генератор — трансформатор. Агрега­ты мощностью в 100 МВт без промперегрева пара могут работать по полублочной схеме с поперечными связями по пару и питательной воде.

Конденсационные электростанции всю вырабатывае­мую энергию, за исключением энергии, потребляемой на собственные нужды, выдают в сеть повышенного напря­жения.

Характерными для КЭС являются большие номи­нальные токи генераторов (5,5—22 кА) и повышен­ный уровень токов к. з. в сети генераторного напряже­ния. КЭС могут работать по свободному, т. е. не лими­тированному тепловыми отборами, графику нагрузки, но так же, как и ТЭЦ, они имеют низкую режимную ма­невренность.

 

 

Схемы на генераторном напряжении

Электрическая схема КЭС на генераторном напря­жении строится по блочному принципу с питанием соб­ственных нужд блока от сети генераторного напряже­ния. Параллельная работа блоков осуществляется на повышенном напряжении.

 

Рис. 8-15. Варианты блочных схем.

 

С учетом наличия оборудования и ограничений, налагаемых системой, блоки выпол­няются простыми или укрупненными, с простыми или расщепленными трансформаторами, а в отдельных слу­чаях и с автотрансформаторами. Применение автотрансформаторов в блоке оправдано только тогда, ког­да помимо мощности, передаваемой из сети низшего на­пряжения (НН) в сеть высшего напряжения (ВН), существует постоянный переток мощности из сети сред­него напряжения (СН) в сеть высшего напряжения.

Варианты блочных схем даны на рис. 1. В схеме простого блока (рис. 1, а) выключатель установлен на стороне ВН, а в схеме на рис. 1, б — на стороне НН. Блок по схеме рис. 1, в имеет один генератор, но два трансформатора и общий выключатель на стороне ВН. В схеме укрупненного блока (рис. 1, г) два гене­ратора с помощью соответствующих выключателей под­ключены к одному трансформатору. Укрупненный блок по схеме рис. 1, д содержит два выключателя нагруз­ки генераторного напряжения (на ГЭС возможна установка двух разъединителей при наличии системы груп­повой синхронизации генераторов) и выключатель на стороне высшего напряжения. На рис. 1, е дана схема укрупненного блока с расщепленным трансформатором и с двумя генераторами, а на рис. 1, з — с тремя ге­нераторами. На рис. 1, ж представлен простой блок с включением параллельных обмоток мощного генерато­ра на отдельные обмотки расщепленного трансформато­ра. Объединенный блок с подключением двух простых блоков через общий выключатель на стороне ВН дан на рис. 1, и. При наличии связи блока с шинами двух повышенных напряжений могут быть в принципе при­менены схемы на рис. 1, к и л. Последняя схема пригодна только для сетей с эффективно-заземленными нейтралями.

Для исключения возможности междуфазных к. з. в сети генераторного напряжения соединение генераторов с трансформаторами (автотрансформаторами) блоков, а также ответвления к трансформаторам собственных нужд выполняют закрытыми токопроводами.

Мощность трансформаторов (автотрансформаторов) блоков согласовывается с мощностью генераторов. Она должна обеспечивать выдачу всей энергии, вырабатыва­емой генераторами, за вычетом энергии, потребляемой на собственные нужды, в сеть повышенного напряжения. Мощность двухобмоточных (и трехобмоточных) трансформаторов определяется по выражению (1). Номинальная мощность автотрансформаторов блоков должна удовлетворять условию:

 

    (1)

 

где Sс.н.макс — нагрузка собственных нужд при макси­мальной нагрузке генератора; kвыг — коэффициент вы­годности или коэффициент типовой мощности автотранс­форматора,.

 

    (2)

 

Блочные двухобмоточные трансформаторы принима­ются без регулирования напряжения под нагрузкой. Трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы (как блочные, так и связи) должны иметь устрой­ство регулирования напряжения под нагрузкой на од­ном из повышенных напряжений (ВН или СН).

 

Схемы на повышенных напряжениях

Учитывая ответственную роль КЭС в энергосисте­мах, к схемам РУ35—750 кВ КЭС предъявляют (в со­ответствии с действующими НТП) следующие требова­ния:

а) На электростанциях с агрегатами 300 МВт и вы­ше повреждение или отказ любого из выключателей (за исключением секционного и шиносоединительного) не должны, как правило, приводить к отключению более одного блока и одной или нескольких линий, если при этом обеспечивается устойчивость параллельной рабо­ты генераторов энергосистемы или ее части.

б) Повреждение секционного или шиносоединитель­ного выключателя, а также совпадение отказа одного из выключателей с ремонтом любого другого не должны приводить к отключению более двух энергоблоков и линий, если при этом также сохраняется устойчи­вая работа генераторов энергосистемы или ее части. В отдельных случаях, при специальном обосновании, допускается одновременная потеря более двух блоков мощностью 300 МВт и ниже, если при этом сохраняется устойчивость работы энергосистемы или ее части, ис­ключается полная остановка электростанции и обеспе­чивается нормальная работа остальных блоков.

в) Повреждение или отказ любого выключателя не должны, как правило, приводить к отключению более одной цепи (двух линий) двухцепной транзитной линии 110 кВ и выше. В случае, если одновременное отключе­ние одной цепи (двух линий) транзитной линии недо­пустимо по условию устойчивой работы энергосистемы или ее части, необходимо, чтобы выходило из работы не более одной линии транзита.

г) Отключение линий электропередачи следует про­изводить не более чем двумя выключателями; отключе­ние энергоблоков, трансформаторов (автотрансформа­торов) связи, трансформаторов собственных нужд — не более чем тремя выключателями в РУ каждого напря­жения. При прочих равных условиях предпочтение отдается схеме, в которой отключение цепей осуще­ствляется меньшим числом выключателей.

д) Секционирование сети выключателями должно обеспечивать требования по режиму работы (распреде­ление перетоков мощностей, потери энергии, устойчивость и т. п.) энергосистемы.

е) Должна быть обеспечена возможность ремонта выключателей с номинальным напряжением 110 кВ и выше без отключения энергоблоков, трансформаторов (автотрансформаторов) связи, пускорезервных трансформаторов собственных нужд и без разрыва транзита.

ж) При питании от данного распределительного устройства двух и более пускорезервных трансформато­ров собственных нужд повреждение или отказ любого выключателя, в том числе секционного или шиносоеди­нительного, не должны приводить к потере в нормаль­ной (неремонтной) схеме более чем одного трансформа­тора.

При прочих равных условиях предпочтение отдают варианту более простому и экономичному, при котором число операций разъединителями в случаях перехода на ремонтные схемы и обратно, а также выделения по­врежденных участков в аварийных ситуациях сведено к минимуму.

Если на повышенных напряжениях КЭС имеется не­большое число присоединений, то применяются следую­щие схемы: блок трансформатор — линия (с выключателем или без выключателя), мостики, треугольник, четырехугольник, ответвление от магистральных линий 220 кВ и выше (при наличии достаточных обоснований). Компоновка РУ с указанными схемами должна преду­сматривать возможность перехода на схемы полного развития.

 

Рис. 1. «Полуторная» схема.

При большом числе присоединений применяются сле­дующие схемы: две системы сборных шин с тремя вы­ключателями на две цепи («полуторная» схема), две несекционированные системы сборных шин с обходной системой, два связанных четырехугольника с выключа­телями в перемычках, одна секционированная система сборных шин с обходной системой, блок генератор — трансформатор — линия (ГТЛ). Кроме того, в отдель­ных случаях могут применяться схемы: шестиугольник, два связанных шестиугольника с выключателями в пе­ремычках, две системы сборных шин с двумя выключа­телями на цепь, блок генератор — трансформатор — ли­ния с уравнительной системой шин или с уравнительным многоугольником. При необходимости сборные шины, включая обходную систему шин, секционируют. При проектировании КЭС помимо рекомендованных схем могут быть рассмотрены их разновидности, а также некоторые другие известные схемы, например две сис­темы шин с четырьмя выключателями на три цепи, схе­ма сетки и т. п.

Схема с двумя системами сборных шин и с тремя выключателями на две цепи (рис. 1). В этой схеме на каждое присоединение приходится 1,5 выключателя. Схема достаточно проста, наглядна и обеспечивает весьма большую надежность работы установки. Однако отключение поврежденных линий и трансформаторов, так же как и в схемах многоугольников, производится двумя выключателями. Схема может выполняться с симметричным (рис 1, а) и с чередующимся (рис 1, б) подключением блоков и линий. Последний вари­ант может обеспечить большую схемную надежность работы распределительного устройства, но приводит к более сложным конструктивным решениям. Определен­ными недостатками полуторных схем являются отклю­чение значительного числа выключателей при повреж­дении на сборных шинах и необходимость установки двух выключателей на последнюю цепь при нечетном числе цепей. Если число цепей велико, то первый недо­статок частично устраняют, секционируя сборные шины (обычно через шесть цепей).

Схема с двумя связанными четырехугольниками и выключателями в перемычках применяется в двух вари­антах: с симметричным и с чередующимся подключени­ем блоков и линий. Повреждения в любой цепи отключа­ются двумя или тремя выключателями. Схема достаточ­но проста и обеспечивает большую надежность. При большом числе цепей она может быть развита в схему с несколькими связанными четырехугольниками.

Схема шестиугольника обладает качествами, прису­щими всем схемам многоугольников. Она фактически является разновидностью схемы с двумя системами сборных шин, с шестью выключателями на шесть цепей (элементы полуторной схемы и схем шины—линия, ши­ны—трансформатор). Любая поврежденная цепь отклю­чается двумя выключателями данного РУ. Схема может иметь различные конструктивные решения в зависимости от требований дальнейшего расширения распредустройства.

Схема двух связанных шестиугольников с выключа­телями в перемычках обладает свойствами схем много­угольников. Поврежденные цепи отключаются двумя или тремя выключателями, а поврежденные сборные шины — тремя выключателями. Наиболее тяжелым с точки зре­ния работы аппаратуры является повреждение секционных выключателей (выключателей в перемычках), требующее отключения четырех выключателей присоеди­нений.

Схема с двумя системами сборных шин и с двумя выключателями на цепь. Каждое присоединение (цепь) в схеме защищено двумя выключателями. Отсюда высо­кая надежность при высокой стоимости распредустрой­ства.

Рис. 2. Схема генератор — трансформатор — линия с уравнитель­ной системой шин.

 

Рис. 3. Схема генератор — трансформатор — линия с уравнительным многоугольником

 

Схема генератор — трансформатор — линия (ГТЛ) с уравнительной системой шин (рис. 2) обладает качествами блочных схем. Наличие уравнительной системы шин, к которой каждый блок подключен через выключа­тель, обеспечивает связь блоков и позволяет получить необходимое по режиму работы экономичное распреде­ление перетоков мощностей. Поврежденный блок отклю­чается от уравнительной системы шин. Повреждение на уравнительной системе шин приводит к распадению электростанции на отдельные блоки, работающие на приемные подстанции системы. При необходимости (большое число цепей, требования системы) уравнитель­ная система шин секционируется выключателями или разъединителями.

Схема генератор — трансформатор — линия с уравни­тельным многоугольником отличается от предыдущей схемы тем, что вместо уравнительной системы шин здесь применен уравнительный многоугольник (рис. 3), который обеспечивает более жесткую связь между бло­ками.

Поврежденные блоки отключаются двумя выклю­чателями распредустройства. В случае ремонта какого-либо выключателя многоугольник разрывается. При этом повреждение в любом блоке приводит к отключе­нию только данного блока.

Одновременно может нарушиться непосредственная связь между остальными блоками, но работа блоков на сеть системы не нарушается.

Схема с двумя системами сборных шин и с четырьмя выключателями на три цепи. В этой схеме любая по­врежденная цепь отключается двумя выключателями, а поврежденные сборные шины—двумя и более выклю­чателями в зависимости от числа присоединений на си­стеме шин и наличия секционирования. Схема имеет практически те же качества и свойства, что и полутор­ная схема, но меньшее число выключателей на цепь (1,33 вместо 1,5), однако ей соответствует более слож­ная конструкция распредустройства.