СХЕМА С ДВУМЯ РАБОЧИМИ И ОБХОДНОЙ СИСТЕМАМИ ШИН
Для РУ 110—220 кВ с большим числом присоединений применяется схема с двумя рабочими и обходной системами шин с одним выключателем на цепь (рис. 1, а). Как правило, обе системы шин находятся в работе при соответствующем фиксированном распределении всех присоединений: линии W1, W3, W5 и трансформатор Т1 присоединены к первой системе шин K1, линии W2, W4, W6 и трансформатор Т2 — ко второй системе шин К2, шиносоединительный выключатель QK включен. Такое распределение присоединений увеличивает надежность схемы, так как при КЗ на шинах отключаются шиносоединительный выключатель QK и только половина присоединений. Если повреждение на шинах устойчивое, отключившиеся присоединения переводят на исправную систему шин. Перерыв электроснабжения половины присоединений определяется длительностью переключений. Рассмотренная схема рекомендуется для РУ 110—220 кВ на стороне ВН и СН подстанций при числе присоединений 7 — 15, а также на электростанциях при числе присоединений 11.
Рис. 1. Схема с двумя рабочими и обходной системами шин: а – рабочие системы шин не секционированы; б – рабочие системы секционированы.
Особенности схемы с двумя системами шин были рассмотрены ранее. Здесь следует отметить, что для РУ 110 кВ и выше существенными становятся недостатки этой схемы:
отказ одного выключателя при аварии приводит к отключению всех источников питания и линий, присоединенных к данной системе шин, а если в работе находится одна система шин, отключаются все присоединения. Ликвидация аварии затягивается, так как все операции по переходу с одной системы шин на другую производятся разъединителями. Если источниками питания являются мощные блоки турбогенератор — трансформатор, то пуск их после сброса нагрузки на время более 30 мин может занять несколько часов;
повреждение шиносоединительного выключателя равноценно КЗ на обеих системах шин, т. е. приводит к отключению всех присоединений;
большое количество операций разъединителями при выводе в ревизию и ремонт выключателей усложняет эксплуатацию РУ;
необходимость установки шиносоединительного, обходного выключателей и большого количества разъединителей увеличивает затраты на сооружение РУ.
Некоторого увеличения гибкости и надежности схемы можно достичь секционированием одной или обеих систем шин.
На ТЭС при числе присоединений 12 и более секционируются выключателями обе системы шин. Если к шинам РУ 110—220 кВ присоединяются два резервных трансформатора собственных нужд, то секционируются обе системы шин независимо от числа присоединений.
На подстанциях секционируется одна система шин 220 кВ при числе присоединений 12—15 или при установке трансформаторов мощностью 125 МВ·А и более; обе системы шин 110—220 кВ секционируются при числе присоединений более 15.
Для увеличения надежности рассматриваемой схемы моноблоки мощностью 500 МВт и выше и автотрансформаторы связи мощностью 500 МВ·А и выше присоединяются к РУ повышенного напряжения не менее чем через два выключателя к разным системам сборных шин (рис. 1, б). Эти выключатели в нормальном режиме выполняют функции шиносоединительного. При повреждении на любой системе шин AT или блок Г—Т остаются в работе. Исключается возможность потери обеих систем шин.