Выбор мощности синхронных компенсаторов по условиям регулирования напряжения
Мощность СК и конденсаторов подсчитывают по одним и тем же формулам, но с учетом того обстоятельства, что формулы, определяющие мощность компенсирующей установки в режиме потребления реактивной мощности, для конденсаторов не имеют смысла. Расчет ведут для максимального и минимального режимов нагрузки электропередачи, причем в преобладающем числе случаев заданным является напряжение на шинах питающей подстанции. Искомым напряжением обычно является напряжение на шинах вторичного напряжения приемной подстанции, желательная величина которого и определяет мощность СК.
Рис. 1. Электропередача с синхронным компенсатором на шинах НН и ее схемы замещения
Для электропередачи, изображенной на рис. 1, а и представленной в виде одного звена с суммарным сопротивлением Rå+jXå, отнесенным к расчетному напряжению (рис. 1, б), связь между напряжениями в начале и в конце ее при нагрузке Р2 + jQ2 напишется в виде:
где U2ж — желательное напряжение на шинах вторичного напряжения подстанции, приведенное к расчетному напряжению; Qck—искомая мощность синхронного компенсатора.
Решая это уравнение относительно Qck, можно определить мощность СК, необходимую для поддержания на шинах напряжения U2ж при заданной нагрузке.
Однако, учитывая, что шкала мощностей СК по ГОСТ дана с очень большими промежутками (табл. П. 4-3), можно пользоваться более простыми формулами, например, не учитывающими поперечной составляющей падения напряжения. Получающаяся при этом погрешность ликвидируется выбором стандартной мощности СК.
Пренебрегая поперечной составляющей падения напряжения, для электропередачи, представленной в виде одного звена, будем иметь
(1)
При отсутствии СК и неизменном напряжении U1 в начале линии напряжение на приемном конце электропередачи U2 при той же нагрузке должно удовлетворять равенству:
(2)
Приравнивая правые части уравнений (1) и (2), получаем
Разность последних двух членов в правой части этого равенства представляет собой очень небольшую величину (на порядок меньше разности первых двух членов) и при расчётах ею можно пренебречь., Принимая это упрощение, получаем выражение для мощности компенсатора:
(3)
Если U2ж и U2 — кВ, Xå —Ом, то мощность компенсатора Qck — Мвар.
Разность (U2ж — U2) в выражении (3) представляет собой величину, на которую необходимо изменить напряжение на шинах вторичного напряжения подстанции. В режиме максимальных нагрузок эта разность положительна (U2ж > U2), что соответствует работе СК с перевозбуждением. В режиме минимальных нагрузок эта разность может быть отрицательна (U2 > U2ж), что будет соответствовать работе СК с недовозбуждением.
Сопротивление Xå (представляющее собой сумму индуктивных сопротивлений линий и трансформатора) и напряжения U2ж и U2 в формуле (3), приведены к расчетному напряжению.
Если при определении мощности СК по формуле (3) пользоваться не приведенными, а полученными в результате расчета электропередачи действительными величинами напряжений на шинах НН, к которым присоединен СК, то и сопротивление Xå , входящее в эту формулу, должно быть пересчитано на эти условия. В соответствии с формулами Rб=RД(Uб/UД)2 ; Xб=XД(Uб/UД)2 ; Bб=BД(UД/Uб)2 ; получим:
где X'å — сопротивление электропередачи, отнесенное к действительному вторичному напряжению U2Д ; Uб — расчетное (базисное) напряжение электропередачи; kтр — коэффициент трансформации трансформатора приемной подстанции.
При определении мощности СК по формуле (3) предполагается, что расчет электропередачи был произведен с учетом емкости линии (рис. 1, в). В том случае, если емкость не была учтена, то мощность СК, подсчитанная по формуле (3) для максимального режима нагрузок, можно уменьшить на величину
где ΔQ представляет собой часть емкости приемного конца линии, перенесенной на шины вторичного напряжения трансформатора по правилу переноса нагрузок.
Рис. 2. Электропередача с синхронным компенсатором в третичной обмотке автотрансформатора и ее схема замещения
На рис. 2, а представлена схема электропередачи с СК, присоединенным к обмотке НН автотрансформатора. Так как обмотка СН автотрансформатора в схеме замещения имеет нулевое сопротивление (рис. 2, б), то мощность СК можно подсчитать также по формуле (3), но результат надо увеличить (при опережающем режиме) на величину ΔQCK — потерю мощности в третичной обмотке автотрансформатора. Следовательно,
Выбранную указанным способом мощность СК округляют до ближайшей номинальной мощности (приложение П. 4).
При выборе мощности компенсирующих устройств необходимо также исходить из условия обеспечения работы генераторов электростанций в максимальном режиме нагрузок с коэффициентом мощности не ниже номинального (0,8—0,85). Коэффициент мощности на передающем конце электропередачи должен быть при этом не ниже 0,85—0,9.