Регулирование напряжения и реактивной мощности
Основным потребителем реактивной мощности в электрической системе являются асинхронные электродвигатели и трансформаторы. При номинальном напряжении на зажимах электродвигателей только намагничивающая их мощность составляет примерно две трети всей реактивной мощности системы; остальная часть расходуется в реактивных сопротивлениях линий электропередачи, трансформаторов, электродвигателей и других приемников электрической энергии.
Величина потребляемой реактивной мощности зависит от уровня напряжения в электрических сетях. При снижении напряжения в каком-либо пункте сети реактивная мощность, потребляемая нагрузкой, вначале уменьшается главным образом ввиду уменьшения намагничивающей мощности асинхронных двигателей и трансформаторов. Но дальнейшее снижение напряжения (на 20% и более) приводит к тому, что сильнее начинают сказываться возрастание потерь реактивной мощности в реактивных сопротивлениях асинхронных электродвигателей, трансформаторов и линий передачи, а также снижение зарядной мощности последних. А это влечет за собой еще большее увеличение потерь напряжения в сети и, как следствие, остановку электродвигателей и нарушение нормального электроснабжения. Этот процесс, носит название лавины напряжения.
С изменением напряжения, хотя и в меньшей степени, изменяется и активная мощность нагрузки, главным образом, за счет изменения потребления ее бытовыми приборами и дуговыми печами.
Рис. 2. Зависимость активной Р и реактивной Q мощностей нагрузки от напряжения
Р/РН для сети 110 кВ; 2 и 3 —Q/Qн соответственно для сетей 110 и 6 кВ
На рис. 2 приведены кривые, характеризующие изменение активной Р и реактивной Q мощностей в зависимости от величины напряжения U в сетях с преимущественно промышленной нагрузкой.
Снижение напряжения может быть как общее по системе из-за недостатка реактивной мощности (например, при перегрузке генераторов по активной мощности), так и местное, в отдельных пунктах электрических сетей (например, при отключении одной из параллельно работающих линий, или при питании потребителей по линиям с малой пропускной способностью, не соответствующей присоединенной к ним нагрузке).
Из рассмотрения зависимости Q = f (U) рис. 2 видно, что для восстановления исходного уровня напряжения после его снижения потребуется передача к потребителям дополнительной реактивной мощности, с доведением ее величины до уровня, соответствующего потреблению электроприемниками при нормальном (исходном) напряжении. Дополнительная реактивная мощность должна быть получена за счет повышения ее генерации на генераторах электростанций и синхронных компенсаторах. Очевидно, что при общем снижении напряжения в системе его восстановление возможно только при наличии достаточного резерва реактивной мощности в генераторах, синхронных компенсаторах и других источниках реактивной мощности. Повышение напряжения у потребителей при местном его снижении осуществимо при наличии средств регулирования напряжения па приемных подстанциях или на передающем конце питающих нагрузку линий. Дополнительная реактивная мощность, необходимая электроприемникам при повышении напряжения, в этом случае будет получена путем перераспределения ее в системе за счет некоторого общего снижения напряжения в сетях или за счет использования резерва реактивной мощности генераторов электростанций.
Для поддержания надлежащего уровня напряжения в электрических сетях осуществляется систематический контроль за напряжением. На электростанциях и в узловых точках питающих сетей контроль осуществляет диспетчерский персонал системы. Регулирование напряжения в этих пунктах обеспечивается перераспределением выработки реактивной мощности и изменением коэффициентов трансформации автотрансформаторов связи. Напряжение на шинах подстанций, питающих распределительные сети, контролируется диспетчерским персоналом сетей. Регулируют напряжение изменением коэффициента трансформации трансформаторов с РПН, устанавливая постоянный или изменяющийся во времени общий уровень напряжения для всех потребителей, присоединенных к шинам данной подстанции. Такой способ регулирования называется централизованным.
Суточный график регулируемого напряжения при централизованном регулировании задают с таким расчетом, чтобы отклонение напряжения у приемников в любое время суток находилось в пределах допустимых значений. Это приводит к необходимости осуществлять так называемое встречное регулирование напряжения, при котором на шинах электростанции и на вторичных шинах подстанций с первичным напряжением 35 кВ и выше в часы максимума нагрузки поддерживают повышенное, а в часы минимума нагрузки — пониженное напряжение. Это компенсирует увеличение потери напряжения в сети при максимальных нагрузках и уменьшение — при минимальных.
В нормальном режиме работы энергосистемы на шинах электростанций и на шинах вторичного напряжения подстанций должно быть обеспечено встречное регулирование напряжения в пределах от 0 до +5% от номинального напряжения сети. Отнесение этих величин к номинальному напряжению шин Uн.ш., которое принимается на 5% выше номинального напряжения питаемой сети, Номинального, а в режиме минимальных нагрузок — до 5% ниже номинального напряжения шин (рис. 3).
Рис. 3. Двухступенчатый суточный график напряжений на шинах центра питания при встречном регулировании напряжения
В тех случаях, когда на центре питания (ЦП) находится дежурный персонал или имеется автоматическое устройство для регулирования напряжения с компенсацией потери напряжения в сети в зависимости от величины нагрузки, график напряжения на шинах ЦП будет, изменяясь ступенями, непрерывно следовать за изменениями графика нагрузки.
Естественно, что централизованное регулирование напряжения может быть эффективным только в том случае, если все потребители, регулируемых шин ЦП имеют идентичные суточные графики нагрузки. Поэтому потребители с отличным от общего графиком нагрузки должны иметь, кроме того, местное регулирование напряжения.