Схемы электрических соединений распредустройств повышенных напряжений ТЭЦ.
Для распределительных устройств повышенных напряжений ТЭЦ (35 кВ и выше) применяются в зависимости от числа цепей и ответственности ТЭЦ следующие схемы электрических соединений: блок трансформатор — линия (Блочная схема подключения ТЭЦ с выключателем или без выключателя); схема ответвлений от проходящих линий 35—110 кВ; схема мостика; схема многоугольника (треугольник, четырехугольник); одна секционированная система сборных шин; одна секционированная система сборных шин с обходной; две системы сборных шин; две несекционированные системы сборных шин с обходной. Обходная система сборных шин применяется в распредустройствах 110 кВ и выше.
Блочная схема подключения ТЭЦ может быть применена при связи электростанции одной или двумя линиями с узловой подстанцией системы (тупиковое расположение ТЭЦ). Схема проста и экономична, но отказ в работе любого элемента приводит к отключению всего блока. В целях экономии в ряде случаев возможно отказаться от установки выключателя на стороне высшего напряжения, заменив его отделителем. При недостаточной чувствительности релейной защиты узловой подстанции к повреждениям в трансформаторе связи со стороны обмотки высшего напряжения этого трансформатора устанавливают однофазные (в сетях 110 кВ и выше) или двухфазные (в сетях 35 кВ) короткозамыкатели, которые включаются под действием защиты трансформатора и таким образом увеличивают ток к. з. в линии. В последнее время находит также применение схема передачи отключающего импульса от защиты трансформатора на выключатель узловой подстанции с использованием телеканала. При такой схеме ускоряется процесс отключения повреждения и нет необходимости увеличивать токи к. з. в линии.
Схема ответвлений от проходящих линий (рис. 1) применяется на ТЭЦ при напряжениях до 110 кВ. При напряжении 220 кВ применение такой схемы требует дополнительных обоснований. Схема достаточно проста и экономична, так как ее использование связано с установкой только двух выключателей (рис. 1, а) или двух отделителей (рис. 1, б). Однако надежность связи ТЭЦ с системой здесь зависит от надежности работы проходящих линий.
Рис. 1. Схемы ответвлений от проходящих линий.
Рис. 2. Схемы мостиков.
Схема мостика применяется в двух исполнениях: с установкой выключателей со стороны линий (рис. 2, а) и с установкой выключателей со стороны трансформаторов (рис. 2, б). Первое исполнение предпочтительно при тупиковом расположении электростанции или при присоединении ее к проходящим линиям, второе — при наличии транзита мощности по линиям, а также в случаях частых отключений одного из трансформаторов, что связано, например, с резкой неравномерностью суточного графика нагрузки. Чтобы и при ремонте выключателя перемычки транзит мощности по линиям не прерывался, в схеме рис. 2, б возможна установка ремонтной перемычки из двух разъединителей. Эта перемычка позволяет также сохранить в работе трансформатор при ремонте его выключателя.
Схемы многоугольников (рис. 3) обладают повышенной технической гибкостью. Число выключателей здесь соответствует числу присоединений, однако отключение любого поврежденного элемента (трансформатора, линии) производится двумя выключателями, причем все остальные элементы остаются в работе. Очевидно, такие схемы особенно удобны при наличии транзита по линиям связи ТЭЦ с системой. Следует отметить, что кроме приведенных схем на ТЭЦ могут применяться также схемы пяти- и шестиугольников.
Рис. 3. Схемы многоугольников.
а — треугольник; б — четырехугольник.
Схемы многоугольников имеют и определенные недостатки: снижение надежности работы при ремонте любого выключателя, так как в этом случае происходит разрыв многоугольника; определенные затруднения с настройкой релейной защиты; некоторые конструктивные трудности в случае расширения распредустройства.
Схема с двумя несекционированными системами сборных шин и с одним выключателем на цепь (рис. 4) применяется при относительно небольшом числе присоединений (6—10). Нормально обе системы шин находятся под напряжением и шиносоединительный выключатель, включен; питающие элементы и линии примерно поровну распределяются между системами шин (фиксированное присоединение элементов). Переток мощности через шиносоединительный выключатель при этом мал и выключатель фактически выполняет функции секционного выключателя. В случаях ремонта одной из систем шин или любого шинного разъединителя все присоединения переводятся на другую (исправную) систему шин, хотя надежность работы распредустройства в этом режиме существенно понижается.
Рис. 4. Схема с двумя несекционированными системами сборных шин и с одним выключателем на цепь.
Схема с одной секционированной системой сборных шин и с обходной системой (рис. 5, а), обеспечивая достаточную простоту и надежность распредустройства, нашла применение при напряжениях 110—220 кВ. Схема позволяет, используя обходной выключатель ОВ и обходную систему шин ОСШ, выводить в ремонт выключатель любого присоединения без разрыва цепи тока. Нормально обходная система шин обесточена. При необходимости вывода в ремонт выключателя какого-либо присоединения обходная система шин опробуется путем подачи напряжения с соответствующей секции сборных шин обходным выключателем. При исправности ОСШ обходной выключатель отключают, далее к ОСШ подключают обходной разъединитель данного присоединения и вновь включают обходной выключатель, затем отключают выключатель присоединения и его шинный и линейный разъединители.
При небольшом числе присоединений допускается совмещение функций секционного и обходного выключателей (рис. 5, б). Однако это приводит к понижению надежности работы установки. В остальном схема обладает качествами одной секционированной системы сборных шин.
Рис. 5. Схема с одной секционированной системой сборных шин и с обходной системой.
Схема с двумя несекционированными системами сборных шин и с обходной системой (рис. 6) применяется на мощных ТЭЦ со значительным числом присоединений. При необходимости одна или обе системы шин, а также обходная система шин могут быть секционированы. Нормально имеет место фиксированное присоединение элементов; шиносоединительный. выключатель включен, а обходная система шин обесточена. Замена выключателя производится в той же последовательности, как и в предыдущей схеме. При ремонте одной системы сборных шин или ее шинных разъединителей все присоединения переводятся на другую систему сборных шин».
Предложено несколько вариантой совмещения функций шиносоединительного и обходного выключателей (рис. 6, б—г), что допустимо, если число присоединений невелико. Во всех вариантах предусматривается дополнительная перемычка. В частности, в варианте на рис. 6, б дополнительная перемычка устанавливается
Рис. 6. Схема с двумя несекционированными системами сборных шин и с обходной системой.
а—основная схема; б—г—варианты схемы.
в ячейке шинного трансформатора напряжения ТН; в варианте на рис. 6, в предусмотрена перемычка от обходного выключателя к одной из рабочих систем шин; в варианте на рис. 6, г перемычка устанавливается между шиносоединительным выключателем и обходной системой шин. В последнем варианте обходная система шин может быть подсоединена через выключатель только к одной системе шин; лучшим же по конструктивным соображениям следует считать вариант на рис. 6, б.
Во всех вариантах использование шиносоединительного выключателя в качестве обходного приводит либо к необходимости перевода всех присоединений на одну систему шин, либо к раздельной работе присоединений в данном распредустройстве станции и их связи через сеть. Практика эксплуатации распредустройств показывает, что схемы с совмещением функций обходного и шиносоединительного выключателей ввиду сложности блокировок и снижения надежности работы распредустройств себя не оправдали.
Так же не оправдали себя предложения о последовательном соединении шиносоединительного и обходного выключателей в целях повышения надежности работы распредустройств электроустановок.