ЭлектрО - Схемы электрических соединений распредустройств повышенных напряжений ТЭЦ
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ЭлектрО

Суббота, 27.04.2024
Схемы электрических соединений распредустройств повышенных напряжений ТЭЦ

Схемы электрических соединений распредустройств повышенных напряжений ТЭЦ.

Для распределительных устройств повышенных на­пряжений ТЭЦ (35 кВ и выше) применяются в зависи­мости от числа цепей и ответственности ТЭЦ следую­щие схемы электрических соединений: блок трансфор­матор — линия (Блочная схема подключения ТЭЦ с выключателем или без выключателя); схема ответвлений от проходящих линий 35—110 кВ; схема мостика; схема многоугольника (треугольник, четырехугольник); одна секционированная система сборных шин; одна секцио­нированная система сборных шин с обходной; две сис­темы сборных шин; две несекционированные системы сборных шин с обходной. Обходная система сборных шин применяется в распредустройствах 110 кВ и выше.

Блочная схема подключения ТЭЦ может быть при­менена при связи электростанции одной или двумя ли­ниями с узловой подстанцией системы (тупиковое рас­положение ТЭЦ). Схема проста и экономична, но отказ в работе любого элемента приводит к отключению всего блока. В целях экономии в ряде случаев возможно от­казаться от установки выключателя на стороне высшего напряжения, заменив его отделителем. При недостаточ­ной чувствительности релейной защиты узловой под­станции к повреждениям в трансформаторе связи со стороны обмотки высшего напряжения этого трансфор­матора устанавливают однофазные (в сетях 110 кВ и выше) или двухфазные (в сетях 35 кВ) короткозамыкатели, которые включаются под действием защиты транс­форматора и таким образом увеличивают ток к. з. в ли­нии. В последнее время находит также применение схе­ма передачи отключающего импульса от защиты транс­форматора на выключатель узловой подстанции с использованием телеканала. При такой схеме ускоряет­ся процесс отключения повреждения и нет необходимо­сти увеличивать токи к. з. в линии.

Схема ответвлений от проходящих линий (рис. 1) применяется на ТЭЦ при напряжениях до 110 кВ. При напряжении 220 кВ применение такой схемы требует до­полнительных обоснований. Схема достаточно проста и экономична, так как ее использование связано с уста­новкой только двух выключателей (рис. 1, а) или двух отделителей   (рис. 1, б). Однако  надежность  связи ТЭЦ с системой здесь зависит от надежности работы проходящих линий.

Рис. 1. Схемы ответвлений от проходящих линий.

 

Рис. 2. Схемы мостиков.

 

Схема мостика применяется в двух исполнениях: с установкой   выключателей со стороны линий (рис. 2, а) и с установкой выключателей со стороны трансформаторов (рис. 2, б). Первое исполнение предпочтительно при тупиковом расположении электростанции или при присоединении ее к проходящим лини­ям, второе — при наличии транзита мощности по лини­ям, а также в случаях частых отключений одного из трансформаторов, что связано, например, с резкой нерав­номерностью суточного графика нагрузки. Чтобы и при ремонте выключателя перемычки транзит мощности по линиям не прерывался, в схеме рис. 2, б возможна установка ремонтной пе­ремычки из двух разъе­динителей. Эта перемыч­ка позволяет также со­хранить в работе транс­форматор при ремонте его выключателя.

Схемы многоугольни­ков (рис. 3) обладают повышенной технической гибкостью. Число выклю­чателей здесь соответст­вует числу присоедине­ний, однако отключение любого поврежденного элемента (трансформа­тора, линии) производит­ся двумя выключателями, причем все остальные элементы остаются в ра­боте. Очевидно, такие схемы особенно удобны при наличии транзита по линиям связи ТЭЦ с системой. Следует отметить, что кроме приведенных схем на ТЭЦ могут применяться также схемы пяти- и шестиугольников.

 

Рис. 3. Схемы многоуголь­ников.

а — треугольник; б — четырехуголь­ник.

 

Схемы многоугольников имеют и определенные недо­статки: снижение надежности работы при ремонте лю­бого выключателя, так как в этом случае происходит разрыв многоугольника; определенные затруднения с настройкой релейной защиты; некоторые конструктивные трудности   в  случае  расширения   распредустройства.

Схема с двумя несекционированными системами сборных шин и с одним выключателем на цепь (рис. 4) применяется при относительно небольшом числе присоединений (6—10). Нормально обе системы шин находятся под напряжением и шиносоединительный выключатель, включен; питающие элементы и линии примерно поровну распределяются  между системами шин (фиксированное присоединение элементов). Пере­ток мощности через шиносоединительный выключатель при этом мал и выключатель фактически выполняет функции секционного выключателя. В случаях ремонта одной из систем шин или любого шинного разъедините­ля все присоединения переводятся на другую (исправную) систему шин, хотя надежность работы распредустройства в этом режиме существенно понижается.

 

 

Рис. 4. Схема с двумя несекционированными системами сбор­ных шин и с одним выключателем на цепь.

 

Схема с одной секционированной системой сборных шин и с обходной системой (рис. 5, а), обеспечивая достаточную простоту и надежность распредустройства, нашла применение при напряжениях 110—220 кВ. Схема позволяет, используя обходной выключатель ОВ и об­ходную систему шин ОСШ, выводить в ремонт выклю­чатель любого присоединения без разрыва цепи тока. Нормально обходная система шин обесточена. При необходимости вывода в ремонт выключателя какого-либо присоединения обходная система шин опробуется путем подачи напряжения с соответствующей секции сборных шин обходным выключателем. При исправности ОСШ обходной выключатель отключают, далее к ОСШ подключают обходной разъединитель данного присоедине­ния и вновь включают обходной выключатель, затем отключают выключатель присоединения и его шинный и линейный разъединители.

При небольшом числе присоединений допускается совмещение функций секционного и обходного выключа­телей (рис. 5, б). Однако это приводит к понижению надежности работы установки. В остальном схема об­ладает качествами одной секционированной системы сборных шин.

 

 

Рис. 5. Схема с одной секционированной системой сборных шин и с обходной системой.

 

Схема с двумя несекционированными системами сборных шин и с обходной системой (рис. 6) приме­няется на мощных ТЭЦ со значительным числом при­соединений. При необходимости одна или обе системы шин, а также обходная система шин могут быть секцио­нированы. Нормально имеет место фиксированное при­соединение элементов; шиносоединительный. выключа­тель включен, а обходная система шин обесточена. За­мена выключателя производится в той же последова­тельности, как и в предыдущей схеме. При ремонте од­ной системы сборных шин или ее шинных разъедините­лей все присоединения переводятся на другую систему сборных шин».

Предложено несколько вариантой совмещения функ­ций шиносоединительного и обходного выключателей (рис. 6, бг), что допустимо, если число присоедине­ний невелико. Во всех вариантах предусматривается дополнительная перемычка. В частности, в варианте на рис. 6, б дополнительная перемычка устанавливается

 

 

Рис. 6. Схема с двумя несекционированными системами сборных шин и с обходной системой.

а—основная схема; б—г—варианты схемы.

 

в ячейке шинного трансформатора напряжения ТН; в варианте на рис. 6, в предусмотрена перемычка от обходного выключателя к одной из рабочих систем шин; в варианте на рис. 6, г перемычка устанавливается между шиносоединительным выключателем и обходной системой шин. В последнем варианте обходная система шин может быть подсоединена через выключатель толь­ко к одной системе шин; лучшим же по конструктивным соображениям следует считать вариант на рис. 6, б.

Во всех вариантах использование шиносоединитель­ного выключателя в качестве обходного приводит либо к необходимости перевода всех присоединений на одну систему шин, либо к раздельной работе присоединений в данном распредустройстве станции и их связи через сеть. Практика эксплуатации распредустройств показы­вает, что схемы с совмещением функций обходного и шиносоединительного выключателей ввиду сложности блокировок и снижения надежности работы распредуст­ройств себя не оправдали.

Так же не оправдали себя предложения о последо­вательном соединении шиносоединительного и обходного выключателей в целях повышения надежности работы распредустройств электроустановок.