КАБЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
Кабельной линией называют устройство для передачи электроэнергии, состоящее из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями.
Кабельные линии переменного тока обходятся значительно дороже воздушных линии того же напряжения, они более трудоемки в сооружении, требуют большего срока для ремонта и более квалифицированного монтажного персонала. К тому же передача одной и той же мощности по кабельным линиям требует большей затраты цветных металлов, чем по воздушным. Все это объясняет, почему кабельные линии прокладывают, как правило, лишь там, где строительство воздушных линий невозможно или нежелательно, например в городах и населенных пунктах (из-за отсутствия трассы для воздушных линий и по архитектурным соображениям), на территории промышленных предприятий, через большие водоемы и в других случаях.
К преимуществам кабельных линий относятся:
а) неподверженность атмосферным воздействиям, например ветру, гололеду, грозовым поражениям и т. п.;
б) скрытность трассы и недоступность кабеля для посторонних лиц.
Главными элементами любой кабельной линии являются:
а) кабель, служащий для передачи электрической энергии;
б) соединительные муфты, при помощи которых отдельные строительные длины кабелей, изготовленные на заводе, соединяются в одну линию, если строительная длина одного куска кабеля не соответствует длине линии;
в) концевые муфты (заделки);
г) стопорные муфты, монтируемые на крутых участках трассы линии, для предупреждения стенания кабельной массы;
д) подпитывающие аппараты и система сигнализации давления масла для линий, выполненных маслонаполненными кабелями;
с) кабельные сооружения (кабельные коллекторы, туннели, каналы, шахты, колодцы), специально применяемые на отдельных участках кабельных линий, когда прокладка в естественном грунте исключается.
За начало и конец кабельной линии принимают кабельные наконечники концевых муфт (заделок).
Основными составными частями силового кабеля любого напряжения являются:
а) токопроводящие жилы;
б) изоляция или изолирующие оболочки, отделяющие токопроводящие жилы друг от друга и от земли;
в) защитная оболочка, предохраняющая изоляцию от вредного действия влаги, кислот и механических повреждений.
Токопроводящие жилы, изготавливаемые из медных или алюминиевых проволок, бывают как однопроволочными (сечением жил до 16 мм2), так и многопроволочными.
По числу жил кабели бывают одно-, двух-, трех- и четырехжйльными. Одножильные кабели применяют в трехфазных линиях переменного тока при напряжении 110 кВ и выше и в линиях постоянного тока; двухжильные — только в сетях постоянного тока; трехжильные — в трехфазных сетях переменного тока, напряжением до 35 кВ включительно; наконец, четырехжильные — в тех же сетях напряжением до 1000 В (четвертая жила — «нулевая», сечение ее меньше, чем у основных жил).
По форме сечения токопроводящие жилы бывают круглыми, секторными и сегментными. Токопроводящие жилы одножильных кабелей и кабелей с отдельно освинцованными жилами имеют в сечении круглую форму, а многожильных кабелей с поясной изоляцией, напряжением до 10 кВ включительно и сечением жил 25 мм2 и выше, — секторную или сегментную форму.
Применение жил секторной и сегментной форм значительно уменьшает диаметр кабеля а стало быть, и затраты на изоляцию и защитные оболочки. Чтобы повысить степень заполнения сечения кабеля, жилы многопроволочных кабелей подвергают обжатию в уплотняющих станках.
Изоляцию токопроводящих жил кабелей выполняют из кабельной бумаги толщиной 0,08—0,17 мм. Слои этой бумаги накладывают в виде лент на токопроводящие жилы кабеля. Толщина изоляции и изоляционного слоя зависит от рабочего напряжения кабеля. После наложения изоляции кабель просушивают и пропитывают изоляционным составом, что резко увеличивает электрическую прочность изоляции.
Изоляцию кабелей напряжением до 35 кВ включительно пропитывают вязкими веществами (минеральным маслом с канифолью), а маслонаполненных кабелей напряжением 110—220 кВ — маловязким минеральным маслом, обладающим высокой электрической, прочностью. Кабели напряжением 10 кВ изготавливают также с полиэтиленовой изоляцией, покрывающей токоведущие жилы сплошным слоем толщиной 5 мм.
Защитные оболочки, накладываемые поверх изоляции, бывают свинцовыми, алюминиевыми и полихлорвиниловыми. Свинцовые оболочки влагонепроницаемы, гибки и просты в изготовлении, но тяжелы и к тому же недостаточно устойчивы в вибрационном отношении. Широко применяемые в последнее время алюминиевые оболочки в 2— 3 раза прочнее и в 4 раза легче свинцовых, но обладают малой коррозионной устойчивостью. Кроме того, они недостаточно гибки и их трудно накладывать на изоляцию кабеля.
Оболочки всех видов — свинцовые, алюминиевые и полихлорвиниловые — подлежат защите от механических повреждений. Для этого на оболочку накладывают сперва прослойку из кабельной пропитанной сульфатной бумаги или пропитанной пряжи, а затем броню из двух стальных лент или стальных оцинкованных проволок. Проволочная броня полезна не только тем, что предохраняет защитную оболочку от механических повреждений, но и тем, что воспринимает всевозможные растягивающие усилия, воздействующие на кабельные линии (например, при подводных прокладках, на наклонных трассах и др.).
Чтобы защитить алюминиевые оболочки от коррозии, поверх сульфатной бумаги накладывают еще две полихлорвиниловые ленты, образующие как бы сплошной чехол. В защите от коррозии нуждается и броня. Ее покрывают двумя слоями кабельной пряжи, пропитанной битумом, и меловым составом.
Трехжильные кабели напряжением до 10 кВ включительно изготавливают с секторными жилами и снабжают бумажной изоляцией с вязкой пропиткой и свинцовой или алюминиевой оболочкой (рис. 1). Каждую из трех медных или алюминиевых жил секторной формы, состоящую из отдельных проволок, обматывают в несколько слоев изоляцией — пропитанными лентами кабельной бумаги, а пространство между жилами заполняют жгутами из сульфатной бумаги. Поверх жил накладывают общую поясную изоляцию той же структуры, что и фазная изоляция жил кабеля.
Рис. 1. Устройство трехжильного кабеля напряжением 1—20 кВ с секторными жилами:
1— алюминиевые или медные токопроводящие жилы; 2 — бумага, пропитанная маслом (фазная изоляция); 3—джутовые заполнители; 4 — бумага, пропитанная маслом (поясная изоляция); 5 — свинцовая пли алюминиевая оболочка; С — прослойка из джута: 7 — стальная ленточная броня; 8 — джутовый покров.
Назначение поясной изоляции — обеспечить кабелю, проложенному в сети с незаземленной нейтралью, примерно одинаковую электрическую прочность как между фазами, так и между любой фазой и землей. Это очень важно, ибо в случае замыкания па землю одной из фаз кабеля две другие фазы получают по отношению к земле линейное напряжение.
Бумажный жгут, заполняющий свободное пространство между жилами, затрудняет перемещение пропиточного состава вдоль кабеля и удлиняет тем самым срок его службы.
Изображенный на рис. 1 кабель имеет ленточную броню с наружным джутовым покровом и предназначен для прокладки в земле (марка кабелей с медными жилами — СБ, с алюминиевыми— АСБ, то же, но в алюминиевой оболочке — ААБ).
Рис. 2. Электрическое поле в трехфазном кабеле с поясной изоляцией (а) и с экранированными жилами (б).
Кабели с поясной изоляцией обладают существенными недостатками, в результате чего их применяют на напряжения не свыше 10 кВ. Как видно из рис. 2, а, силовые линии электрического поля в кабелях с поясной изоляцией имеют различные утлы наклона по отношению к слоям бумаги, что обусловливает в них наличие тангенциальных составляющих поля. Это заметно ухудшает свойства кабеля, так как электрическая прочность изоляции вдоль слоев бумаги в 8—10 раз меньше по сравнению с прочностью при нормальном к ней направлении силовых линий. Электрическая прочность заполнителей также значительно ниже, чем у пропитанной изоляции.
Кабели, предназначенные для вертикальных прокладок, изготавливают с обедненно-пропитанной (осушенной) изоляцией или с нестекающей массой церезиновой пропитки.
Трехжильные кабели напряжением 20—35 кВ состоят из отдельных освинцованных жил (рис. 3).
Рис. 3. Кабель напряжением 35 кВ с вязкой пропиткой.
Каждая круглая жила 1 кабеля покрыта бумажной изоляцией с вязкой пропиткой 2 и имеет свинцовую заземленную оболочку 3 (экран), благодаря чему электрическое поле в изоляции кабеля только с радиально направленными силовыми линиями (рис. 2, б). Промежутки между освинцованными жилами заполнены пропитанной кабельной пряжей 4, все три жилы скручены друг с другом, обмотаны скрепляющей их между собой тканевой лептой 5 и покрыты броней 6. Броня защищена от коррозии кабельной пряжей 7, пропитанной битумным составом. Изображенный на этом рисунке кабель предназначен для прокладки в земле (марка ОСБ). Кабели напряжением 35 кВ, предназначенные для прокладки в воде (марки ОСК, АОСК), отличаются тем, что броня у них сделана из круглой проволоки.
Применение в кабелях вязкого пропиточного состава приводит к тому, что при остывании (например, после больших нагрузок) в изоляции кабеля нередко появляются газовые включения. Так как диэлектрическая прочность у газовых (воздушных) включений в несколько раз меньше, чем у пропитанной бумаги, то напряженность электрического поля в них выше, чем в остальной изоляции, и это способствует возникновению местной ионизации, а в последующем ведет к пробою изоляции.
Чтобы избежать этого, для линий напряжением до 110 кВ в ряде стран изготавливают газонаполненные кабели с общей свинцовой оболочкой на все три жилы (рис. 4). Основная идея такой конструкции состоит в том, что воздушные включения в изоляции по мере их образования заполняются азотом, находящимся в кабеле под избыточным давлением 0,1—0,3 МПа (1—3 ати). Постоянство этого давления обеспечивается тем, что утечки газа компенсируются непрерывной подпиткой. Бумажная изоляция газонаполненных кабелей — обедненно-пропитанная. Каждая жила поверх изоляции имеет экран из металлизированной бумаги. Электрическое поле у этого кабеля — такое же, как у кабеля ОСБ (см. рис. 2, б).
Рис. 4. Газонаполненный кабель напряжением 35 кВ:
1 — токопроводящая жила; 2 — экран из полупроводящей бумаги; 3 — обедненно-пропитанная фазная бумажная изоляция; 4 — металлизированная бумага; 5 — тканевая лента с проволокой; 6 — стальной гибкий газопроницаемый шланг; 7 — свинцовая оболочка; 8 — медная лента; 9 — защитный слой; 10 — стальная ленточная броня и джутовый покров.
Кабели для переменного тока напряжением 110 и 220 кВ изготавливают маслонаполненными. Однофазные кабели трехфазных линий, предназначенные для прокладки непосредственно в земляных траншеях, изготовляются с асфальтовым наружным покровом или с броней из стальных проволок. В последнем случае для уменьшения вредного влияния магнитного поля рассеяния стальной оболочки на кабель (нагрев брони, потеря электроэнергии и т. п.) в броню закладывают несколько медных проволок (примерно 12% к общему числу проволок).
В маслонаполненных кабелях отечественного производства масло, пропитывающее изоляцию жил кабеля, находится под избыточным давлением в 0,3—1,6 МПа (3 и 16 ати). По этому признаку маслонаполненные кабели подразделяются на кабели среднего и высокого давления.
В электрических сетях напряжением 110 кВ наиболее распространен кабель среднего давления (рис. 5). Токопроводящая жила 1 кабеля состоит из двух слоев профильных проволок с центральным маслопроводящим каналом 2. Слой бумажной изоляции 3 толщиной 10 мм со стороны жилы и со стороны свинцовой оболочки 4 ограничивается экранами из пол у проводящей бумаги. Поверх свинцовой оболочки кабель имеет упрочняющие латунные ленты 5, позволяющие поддерживать давление в 0,3 МПа. От коррозии кабель защищен антикоррозийными битумными покровами 6. Для защиты от механических повреждений (при прокладке в земляной траншее) кабель имеет броню из круглых стальных 7 и медных 8 проволок, покрытых защитным слоем 9 из ткани, пропитанной битумом. В этом исполнении кабель имеет марку МССК.
Рис. 5. Маслонаполненный кабель среднего давления напряжением 110 кВ.
В последнее время маслонаполненные кабели среднего давления изготавливаются также с алюминиевой гофрированной защитной оболочкой вместо свинцовой, без проволочной брони.
Для кабелей среднего давления должна быть обеспечена подпитка маслом через каждые 2,5 км по трассе кабеля. Масло применяют очищенное, маловязкое. Давление масла в кабеле поддерживается баками давления, установленными вдоль трассы кабеля. Таким образом, все пустоты в изоляции, образующиеся при изготовлении, монтаже и эксплуатации кабеля, заполняются маслом, обладающим высокой диэлектрической прочностью. Это предотвращает ионизацию воздуха в пустотах, а следовательно, устраняет одну из основных причин пробоя кабеля.
Для линий напряжением 220 кВ в настоящее время преимущественно применяется кабель высокого давления.
Конструкция кабеля высокого давления напряжением 220 кВ показана на рис. 6. Три однофазных кабеля размещены в стальном трубопроводе 1, заполненном изоляционным маслом под избыточным давлением до 1,6 МПа (16 ати). Токоведущая жила 4 из медных круглых проволок имеет бумажную изоляцию 3 с вязкой пропиткой. Поверх изоляции и полупроводящих бумажных лепт наложена медная перфорированная лента 2 (экран), а сверх нее — две бронзовые полукруглые проволоки 5, которые служат для механической защиты изоляции от повреждений во время протягивания в стальном трубопроводе и, кроме того, способствуют улучшению циркуляции масла. Свинцовая оболочка на кабеле нужна только на период транспортировки и храпения; перед затягиванием кабеля в стальной трубопровод ее снимают. Повышенное давление масла в трубе обеспечивает хорошую электрическую прочность кабеля, а большой диаметр трубы позволяет сооружать линию длиной до 5 км с подпиткой только из одного пункта. В этом исполнении кабель имеет марку МВДТ.
Рис. 6. Конструкция кабеля высокого давления напряжением 220 кВ.
Применение кабелей высокого давления наиболее целесообразно при напряжении 220—500 кВ на прямых трассах.
В марках кабелей отражены их основные конструктивные данные. Рядом с маркой кабеля обычно указывают число и сечение токоведущих жил кабеля. Так, СБ-3×95 означает: кабель с бумажной изоляцией в свинцовой оболочке с тремя медными жилами сечением по 95 мм2, бронированный двумя стальными лентами с защитным наружным покровом.